Дела о захоронениях жителей Ленинграда с 1932-го по 49-й год передали на постоянное хранение в Центральный архив Петербурга.
В этих книгах — бесценная информация, по которой горожане сегодня могут найти места погребения родственников, погибших во время блокады. Чаще всего, это братские могилы. Но если рядом с фамилией указаны буквы «Р.С» — «родственники сами». Значит захоронение индивидуальное.
Как отметил губернатор Александр Беглов, документы стали настоящими свидетельствами эпохи. Эти записи были одним из доказательств на суде о признании блокады Ленинграда геноцидом советского народа.
«Только представьте, в декабре 41-го года умерло столько же людей, как в громадном мегаполисе нашем в 2024 году за весь год. Вдвое больше — более 100 тысяч человек умерло в январе. Еще 100 тысяч скончалось в феврале. Около 90-100 тысяч умерло в марте 1942 года», — сообщил председатель архивного комитета Санкт-Петербурга Пётр Тищенко.
«Книги все оцифрованы. Информацию граждане получают у нас на 1-й Советской. Информация для людей бесплатная. Выдается справка. Вся информация находится в информационной системе. На компьютере», — сообщил директор СПб ГКУ «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» Дмитрий Ислентьев.
Зиму 41-го — 42-го сами ленинградцы называли «смертным временем». От голода и дистрофии умирали дома, по дороге на работу, в очереди за хлебом.
«Ведь 125 граммов — мы должны эту четко запомнить с 20 ноября 1941 года по 25 декабря 1941. Вот этот чуть-чуть больше месяца срок унес столько жизней», — сообщила председатель Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова.
Всего в Центральный архив передали более 350-ти книг по 11 кладбищам Ленинграда. В том числе 280 дел периода Великой Отечественной войны. Губернатор подчеркнул, сохранение памяти о ленинградцах, отстоявших и восстановивших город, — наш нравственный долг перед прошлыми и будущими поколениями.
