Шедевры архитектурной и инженерной мысли. Сразу 24 петербургских переправы в этом году отметят круглую дату. Среди юбиляров и один из главных символов Северной столицы — Дворцовый мост. Как подчеркнул губернатор Александр Беглов, город бережно заботиться о состоянии переправ, а увидеть их стремятся миллионы туристов со всего мира.

Среди мостов Петербурга, которые в этом году отмечают свой юбилей, самый почтенный возраст у Эрмитажного. В двадцатых годах XVIII века он был деревянным, разводным, и настолько узким, что проехать могла только одна повозка. Им пользовались чуть более 40 лет. Время перестройки пришлось на правление Екатерины Великой.

Эрмитажный мост, который раньше назывался зимнедворцовым, стал первым каменным в Петербурге. Он появился одновременно со строительством гранитной дворцовой набережной. 260 лет назад это было однопролётное горбатое строение из кирпича и известняка.

В 1934 году переправу разобрали. Каменный свод заменили на железобетонный. Тогда уже Эрмитажный мост вырос в ширину почти на полтора метра.

Традиция отмечать юбилеи мостов зародилась десять лет назад, когда столетний рубеж перешагнул Дворцовый. В этом году «дедушке», как его ласково называют механики, уже 110. И всё это время живет легенда об одной единственной золотой заклёпке.

«Всего на Дворцовом мосту порядка двух с половиной миллионов заклёпок. К сожалению, за всю историю ремонтов и реконструкции мы эти заклёпки не находили. С течением времени во время ремонтов некоторые заклёпки сбиваются, и вот как раз у меня в руках несколько заклёпок, которые держали исторический дворцовый мост, открытый в 1916 году», — рассказал заместитель начальника управления по общественной деятельности «Мостотреста» Владимир Головашов.

А в 1826 году открыли Египетский. Тогда он был цепным. Модель переправы, которой почти столько же лет, сохранилась в «Музее мостов». На ней можно рассмотреть богатое убранство: чугунные колонны, порталы, украшенные золочёными орнаментами. Сейчас он выглядит иначе. Мост перестраивали потому, что спустя 79 лет после открытия «висячая» переправа обрушилась. Причина прозаична — цепи, которые не ремонтировали, просто не выдержали нагрузки. А вот на ровеснике Египетского моста, Львином, эти детали сохранились. Механизмы, которые и удерживают сооружение, спрятаны в фигурах животных.

«Однако в начале XXI века, Львиный мостик перестал быть по-настоящему висячим. Сегодня это балочное сооружение, а вот цепи и скульптуры сохранены в качестве архитектурного убранства и дани памяти исторической конструкции», — объяснила заведующая сектором культурных программ Музея мостов Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации Полина Чекалина.

115 лет в этом году отмечает Большеохтинский мост. Строился под лозунгом «Свобода судоходству», его разводной пролёт, в то время впервые в Северной столице, был в центре переправы. А металлические конструкции, установленные над проезжей частью, закрыли панорамный вид на Смольный собор. Невероятная смелость архитекторов.

«Конечно, и сейчас мост в стиле модерн, он выразительный. И сейчас мы уже не знаем, как Смольный собор выглядел без него, а просто с перевозом. Но любой мост очень важен. То есть его постройка просто необходима городу», — рассказала заведующая отделом мостостроения Музея мостов Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации Ирина Трунова.

Яркий пример — Володарский мост, в этом году ему 90 лет. При постройке экономили металл, поэтому переправа стала первой железобетонной через Неву. Она соединила заводские посёлки и позволила переходить реку безопасно, а не по Финляндскому железнодорожному. А во время блокады Ленинграда у Володарского моста была стратегическая задача. По нему к линии фронта перебрасывали войска и технику.