Это – последние приготовления перед большой премьерой. Уже несколько месяцев в Академии имени Вагановой репетируют главный новогодний спектакль – балет-феерию «Щелкунчик».
Классическая версия в хореографии Василия Вайнонена впервые увидела свет в 1934 году и считается одной из лучших в мире. Но главное – постановка изначально задумывалась с участием детей. Важна не только техника, но и настроение.
«Оно должно быть праздничное и сказочное. Это нужно вынести на сцену, подарить зрителю, несмотря на волнение. Это и очарование тем, что Щелкунчик превращается в принца, восторг, и зарождающаяся любовь, и очарование этой сказочной страной, и упоение музыкой», – сказала Юлия Касенкова, старший преподаватель кафедры классического и дуэтно-классического танца Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, заслуженный работник культуры РФ.
Почти все звезды Академии русского балета имени Вагановой прошли через «Щелкунчика», танцуя разные партии. Этой традиции уже много лет.
В роли маленькой Маши, как и в прошлом году, — третьеклассница Мария Олейникова. Об этой партии она мечтала еще в 4 года, когда впервые увидела спектакль.
«Я очень хотела станцевать эту партию. И прямо смотрела балеты «Щелкунчик» и вдохновлялась Машенькой. Она сама такая маленькая, наивная, хорошенькая, очень любит Щелкунчика», – рассказала Мария Олейникова, ученица третьего класса Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, исполнительница партии «Маленькой Маши» в балете «Щелкунчик».
«Партия Маленькой Маши действительно очень сложная. Мы выбираем обычно одаренных детей. Потому что не все могут выполнить. Дети еще не все прошли программу, а здесь уже есть движения, которые надо исполнять», – рассказала Галина Башловкина, старший преподаватель Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
В основе либретто — всем известная сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», но в переложении Александра Дюма. Он сместил акценты, превратив довольно мрачную историю в торжество добра и любви.
Специально для этой постановки были сшиты 200 костюмов. Каждый из которых отражает характер героя. Например, мыши выйдут на сцену в масках. А для Щелкунчика-принца приготовили роскошный наряд.
В постановке заняты больше 120 артистов. С младшего класса до выпускного. Перед выходом на сцену — обязательная примерка костюмов и подгонка их по фигуре.
Для солистов каждый год шьют новые костюмы, с богатой отделкой.
«Это аппликация, которая делается вручную. Потом вышивается на вышивальной машинке. И девочки расшивают потом камнями, стразами. Это красивая, конечно, пачка», – рассказала Евгения Ермоленкова, заведующая костюмерной Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, художник-модельер.
Блистать на сцене в этом наряде будет выпускница Дарья Панькова. Для нее это первая большая партия.
«Я с младших классов мечтала, как и многие девочки, исполнить роль Маши-принцессы, и я очень счастлива, что моя мечта исполняется. Мне до сих пор в это не верится. Мы с Юлией Александровной репетировали каждый день, находили что-то новое в образе, максимально до идеала довести танец», – рассказала Дарья Панькова, выпускница Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, исполнительница партии «Маши-принцессы» в балете «Щелкунчик».
Впереди у юных артистов премьера на исторической сцене Мариинского театра, а в середине декабря их ждут в Москве, в Государственном Кремлевском дворце. И они готовы подарить зрителям незабываемое ощущение чуда.
