В Эрмитаже представили вазы Императорского фарфорового завода конца XIX — начала XX века.
Рисунки на них — не просто растительные орнаменты, а авторская живопись с натуры, с предельно точной передачей каждого отдельного цветка. Изображения создавались при участии растениеводов. Такой союз художников и ученых, работавших в императорских ботанических садах Петербурга и Крыма, сложился в конце XIX века при непосредственном участии императорской семьи.
«Эти модные и популярные растения ботаники рекомендовали изображать на вазах, а русская императрица, последняя императрица Александра Федоровна, с любовью выбирала тот или иной сорт розы, сирени, фиалки, которые должны были быть запечатлены на вазах, предназначенных для ее покоев», — куратор выставки, ведущий научный сотрудник Государственного Эрмитажа Екатерина Хмельницкая.
В экспозиции — более 60 фарфоровых произведений, многие из них выставлены впервые. Большая часть — из фондов Эрмитажа, часть — из частных коллекций. Представлены и работы современных мастеров Императорского фарфорового завода, с которым Эрмитаж давно и тесно сотрудничает.
«Очень многие предоставили свои вещи, поэтому экспозицию приходилось собирать буквально по частям. Тема совершенно изумительная и настолько привлекательная, что во многих местах и у многих людей сохранились эти образцы прекрасного фарфора», — генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Выставка «Искусство и ботаника» — двадцать четвертая в цикле «Поднесение к Рождеству», посвященном истории и искусству фарфора. Цикл возрождает традицию, существовавшую с конца XVIII века, когда в канун рождественских праздников в Зимнем дворце показывали лучшие изделия Императорского фарфорового производства.
