Об этом губернатор Александр Беглов объявил на торжественной церемонии открытия первого этапа трамвайной линии «Славянка». Она состоялась на конечном остановочном пункте «Балканский» у станции метро «Купчино». В церемонии приняли участие руководитель ГК «АБЗ-1» Владимир Калинин, генеральный директор ООО «БалтНедвижСервис» Дмитрий Панкратов, члены Правительства Санкт-Петербурга, строители линии и первые пассажиры.

Александр Беглов подчеркнул, что проект создания скоростного трамвайного движения с последующей интеграцией новой трамвайной сети в транспортный каркас города реализуется по поручению Президента России Владимира Путина в целях развития транспортной системы Петербурга.

«У нас радостный день — мы запустили первую очередь скоростного трамвая Купчино-Шушары. Жители Шушар ждали давно этот трамвай. Менее двух лет назад мы заложили первую шпалу. Было немало пессимистов. Сегодня «Славянка» — один из крупнейших проектов в России по устройству новой городской системы общественного рельсового транспорта. Это пример нашей эффективной работы с инвесторами в сфере реализации масштабных инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства. Его цель — новое качество транспортного обслуживания петербуржцев», — сказал он.

Губернатор отметил, что проект скоростного трамвая реализуется в рамках городского приоритета «Удобный общественный транспорт».

«Новой трамвайной линией смогут пользоваться не менее 13 миллионов пассажиров в год. Она станет мощным импульсом для развития растущих южных районов Петербурга. Время в пути от микрорайона Славянка до метро составит 30-40 минут. Это в два раза меньше, чем на автомобильном транспорте, и уже не будет зависеть от ситуации на дорогах», – особо отметил Александр Беглов.

На территориях, прилегающих к новой линии в Шушарах, ведется опережающее строительство социальной инфраструктуры, в том числе детских садов и школ, а также дорожной сети. Глава города поблагодарил концессионеров и строителей новой линии, отметив, что они стали активными участниками общего развития Петербурга как мегаполиса XXI века.

Разрешение на ввод в эксплуатацию первого этапа трамвайной сети по маршруту «станция метро «Купчино» — поселок Шушары — Славянка», включая линию на участке от Балканской площади до Шушарской дороги и депо с подъездными путями, было выдано Госстройнадзором 8 декабря 2025 года. Первый этап «Славянки» не имеет пересечения с крупными автомобильными трассами, что способствует снижению заторов и сокращению негативного воздействия на экологию.

Александр Беглов подчеркнул, что это сложнейший строительный проект не только в России, но и в Европе. На строительстве трамвайной сети «Славянка» заняты более 1,5 тысячи человек. В ходе работ первого этапа были возведены три надземных искусственных сооружения общей протяжённостью порядка трёх километров — два путепровода над оживлённым Витебским проспектом, Московским шоссе и многополосной КАД, а также мост над рекой Волковкой. Всего на линии будет семь искусственных сооружений.

«Впервые в России на конечном остаточном пункте «Балканский» для трамвайной линии была изготовлена сложная путевая конструкция — трамвайный перекрёстный стрелочный съезд в виде «конверта», — отметил Александр Беглов.

Время ожидания трамвая на конечных остановках линии составит порядка 5 минут. Сегодня открылся участок порядка 10 километров — до поселка Шушары. В будущем от метро «Купчино» до микрорайона Славянка будет проложено более 21 километра скоростной линии.

«В 15 часов мы откроем движение уже для жителей вместе со строителями. Прошли, посмотрели, замечаний нет. Запускаем трамвай. Еще раз поздравляю всех с этим хорошим проектом», – сказал Александр Беглов.

«Запуск трамвайной линии «Славянка» — это вклад в развитие транспортной системы города. Мы не только повышаем мобильность жителей и разгружаем ключевые магистрали, но и сознательно выбираем экологичный трамвай», — отметил председатель совета директоров, руководитель ГК «АБЗ-1» Владимир Калинин.

«На каждом этапе реализации этого амбициозного проекта нас уверенно и конструктивно поддерживало Правительство Санкт-Петербурга, за что мы искренне благодарны. Вместе мы пишем новую страницу в истории петербургского трамвая, возрождаем моду на комфортный и экологичный общественный транспорт, задаём тренды на умную урбанистику и заботимся о будущем нашего города», — сообщил генеральный директор ООО «БалтНедвижСервис» Дмитрий Панкратов.

Линию обслуживают современные низкопольные вагоны производства Невского завода электрического транспорта – модель 71-932 «Невский». Их вместимость — 247 человек, включая 52 места для сидения. У входных дверей установлены подогреваемые зоны, для исключения наледи на площадке. В каждом вагоне есть система климат-контроля для создания комфорта в поездке вне зависимости от сезона. Благодаря установке мощных аккумуляторов имеется запас автономного хода на 500 метров при полной загрузке.

Пассажирское движение трамваев маршрута №2 по первому этапу будет осуществляться от станции метро «Купчино» до Валдайской улицы в Шушарах и в обратном направлении. Стоимость проезда — не выше, чем тариф в городском транспорте. На маршруте предусмотрены остановки по требованию.

«2025 год для Петербурга – это рывок в транспортных проектах. Открываем две станции новой линии метро, второй пусковой участок в работе. Готов съезд с М-11 к Пулково. Смоленский мост – разводная часть установлена и первый развод запланирован в 2026 году. Работа идёт на всех мегапроектах», — подытожил Александр Беглов.