Петербург ведёт масштабную работу, подтверждая статус одного из лидеров в стране по введению новых мер соцподдержки. Число семей, где воспитывают троих и более детей, в городе на Неве постоянно растёт. И их заслуги признают на федеральном уровне. В преддверии Нового года многодетной семье из Петербурга указом президента России Владимира Путина присвоен орден «Родительская слава». Государственную награду чете Рязанцевых вручат за большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей.
Пирожки и шанежки, сосиски в тесте и плюшки с корицей — чтобы накормить всю семью Даниил полночи месил 25 килограммов теста. Юноша мечтает стать поваром, и семейные застолья, шутит он — возможность оттачивать мастерство.
«У каждого свои вкусы — кто-то не ест лук — это надо запомнить, кто-то не любит какие-то специи — их не надо класть, всё получается очень специфичное», — пояснил Даниил Рязанцев, сын Марины и Ивана Рязанцевых.
Ароматы тёплой сдобы, шумные разговоры детей. Основа этого милого домашнего уюта, говорит Марина Рязанцева — ежедневный родительский труд.
«Мы живём детьми, мы живём их проблемами, заботами, на себя времени совсем не остается. Они все посещают какие-нибудь кружки, приходится просыпаться в шесть утра», — сказала Марина Рязанцева, многодетная мать.
Отцом Иван по-настоящему ощутил себя лишь после рождения третьего ребенка. Однажды уставший пришёл с работы и с порога услышал слово, которое навсегда перевернуло его жизнь.
«Вероника, моя третья дочка, она была маленькая, ещё ходить не могла, когда я приходил домой, она — «папа, папа». Первое слово «папа» для меня прозвучало именно от неё, и это было не передать, и во мне что-то такое переродилось», — сказал Иван Рязанцев, многодетный отец.
Заядлый рыбак и охотник Иван давно забросил свои хобби, ни минуты не сожалея. Стоило лишь понять, как выглядит настоящее счастье.
«Это не передать — рождение ребенка — это взрыв радости, не знаю, как у кого, вот у меня — я на всех родах у детей был — все они у меня на глазах родились, вот когда ребенок только родился, начинает кричать, и и у тебя что-то выплёскивает», — сказал Иван Рязанцев.
Тут обнимут и поймут, выслушают. На первый взгляд немного суматошная большая семья — островок спокойствия, где можно просто быть собой.
«Это особое отношение, что-то больше, чем дружба и больше, чем родственники. Мы искренне друг друга любим, мы одно целое, мы одна семья, мы всегда чувствуем опору от того, кто стоит рядом, мы понимаем, что если что-то случится — этот человек всегда поможет», — сказал Кирилл Рязанцев, сын Марины и Ивана Рязанцевых.
«В этом можно черпать какие-то силы, и можно временами себе позволять быть ребенком, также во что-то играть. Мы с ними в прятки играем, и в догонялки, вот эта детская часть у меня с ними выгуливается», — поделилась Елена Лайкова, дочь Ивана и Марины Рязанцевых.
Собой и детьми родители гордятся — объясняют, кто бы какой путь в жизни не выбрал — они сумели воспитать хороших людей. Большая семья научила уважать того, кто рядом.
«Всегда себя нужно ставить на место другого человека, прежде чем что-то сказать или что-то сделать, нужно поставить себя, если ты ставишь себя — ты никогда не сделаешь плохо», — сказала Марина Рязанцева.
Десять детей, двое родителей, а еще маленький внук — целым караваном машин они объехали страну от Дагестана до Вологды. Собирали грибы, искали доисторические окаменелости, мерзли в гостях у деда мороза. Большая семья — это увлекательное приключение, бескрайнее море эмоций длинною в жизнь.
Ведь не важно, куда ведет навигатор, главное, чтобы все были вместе.
