Парадные Северной столицы обретают исторический облик. В ходе реставрации специалисты обновляют роспись и лепной декор, повреждённые элементы, полностью меняют лифтовое оборудование, а так же восстанавливают утраченные витражи.
Эту парадную на Моховой улице легко узнать по кадрам из фильма «Собачье сердце». Дом страхового общества «Россия» — работа Леонтия Бенуа. Все те же колонны поддерживают своды стрельчатой арки. На полу — всё тот же узор из метлахской плитки. При реставрации специалисты кропотливо заменили поврежденные элементы. Для кованых перил отлили новые формы взамен утраченным. Обновили деревянные рамы, а современные двери — повторяют оригинальные.
«Все историческое мы максимально сохраняем, только по обследованию, если не подлежит никакому сохранению, мы вынуждены с этим попрощаться, но все равно по аналогам, лабораторным данным, научным исследованиям, мы находим подлинный материал и восстанавливаем», – отметила Ольга Баталова, заместитель председателя КГИОП.
Капитальный ремонт не так давно завершился и в одной из парадных доходного дома Мертенса, Тура и Тимашова на улице Восстания. Здание — объект культурного наследия, а потому работы проводились под контролем комитета по охране памятников.
«Начался ремонт с фасадов с крыши. Потом — замена лифтов, нам город помог, это городские программы. Проект делали, согласовывали с КГИОП, какие были стены, окна. Дверь у нас дубовая, с петровской расстекловкой, тоже реставрировали», – рассказала жительница дома Людмила Маркова.
В доме на Невском, 65 ремонт еще не проводился, но на экскурсиях по парадным Петербурга эта — одна из обязательных к посещению. Тут эркер с панорамными окнами. Стены и потолки богато украшены лепниной. Ступени из лещадной плиты и растительный декор на перилах.
«В архитектуре парадных нашли отражение творческие искания самых знаменитых архитекторов модерна. Это и Лидваль, и Сюзор, и Хренов, и так далее. И очень интересно, что в начале их творчества архитектура была ближе к эклектике, а потом уже сложилась в единый стиль, стиль модерн», – рассказала Полина Кононова, руководитель центра проектов и исследований «Штиглиц-дизайн» СПбХПА им. А.Л. Штиглица», кандидат архитектуры.
Парадные доходных домов, где жили сами владельцы или состоятельные квартиранты украшали особенно нарядно. У купца Петрова на Рузовской улице на стенах и потолке — художественная роспись. У подножья лестницы — финская печь.
Парадные оформлялись для удобства и одним из главных требований был доступ света. Особенно в домах, окна которых выходила во дворы-колодцы. Чтобы главный вход был максимально освещен, в парадных вешали люстры, делали эркеры или витражное остекление.
Нередко окна делали акцентными — с художественной росписью, узорами, из цветного или фактурного стекла. Большинство таких примеров можно видеть в исторических домах, которые не являются памятниками и не охраняются.
«Поэтому в ходе ремонта их могли либо выбросить, либо в лучшем случае они могли оказаться в музее. Витражи утрачиваются в ходе ремонта и чтоб этого не происходило, в программу капремонта пытаются в проект включить и витражи. Это непросто, но это начало происходить в городе», – рассказал Сергей Васильев, заместитель председателя общества «Старый Петербург».
Их инвентаризация длится уже 5 лет. Цель проекта — собрать данные обо всех уцелевших витражах и в дальнейшем получить финансирование на сохранение исторических панно за счет городского бюджета.
