Как сберегали архитектурное наследие в Великую Отечественную войну? В Центральном государственном архиве открылась выставка, посвященная подвигу блокадных мастеров-маскировщиков. Документы, фото, личные дела. Около сотни экспонатов. Пожалуй, самое интересное — выкраски. На образцах с палитрой можно увидеть, как подбирали цвет для маскировки.

«Маскировка у нас по времени года. И листья были осени, и зеленая листва была, и снег был — это всё маскировка; краску нужно было придумать. И ученые научно-исследовательского института разработали эту краску, через три дня она пошла уже в работу, и через три дня стали шить маскировочные сетки», — рассказала заместитель председателя Архивного комитета Санкт-Петербурга Валентина Немина.

Здания стали укрывать с самого начала войны. А вот скульптуры — снимали и закапывали, либо вокруг строили защитные конструкции. При этом город всё равно «страдал». И боевые ранения старались залечить сразу же. В 43-м году выпустили методичку, как чинить крыши. Предполагалось, что делать это будут сами жители.

«Она распространялась между домохозяйствами, между жилищными управлениями для производства работ. В том числе — давалась бригадиру, который возглавлял группу кровельщиков, которые ремонтировали крыши. Методы, заложенные в этом пособии, могут использоваться и сейчас, в том числе — и при производстве крыш», — поделился ведущий архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга Андрей Солнышкин.

Блокадный город показан также на открытках и в журналах. Например, в «Крокодиле» — возвращение коней Клодта на Аничков мост с подписью «Конокрадов прогнали».