В Русском музее стартовала масштабная реставрация сразу двух полотен живописца Григория Угрюмова - «Взятие Казани» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство».

Перед тем, как начать непосредственно работу с картинами, специалисты провели химико-биологические и технологические исследования. Сейчас экспертам предстоит кропотливая работа. За ней смогут наблюдать гости корпуса Бенуа Русского музея в зале открытой реставрации. Когда шедевры предстанут в обновленном виде?

Побежденный хан преклоняется перед Иваном Грозным. «Взять» Казань теперь предстоит и реставраторам. Шедевр, написанный Григорием Угрюмовым больше двух веков назад, покрыт кракелюром, то есть трещинами и так называемыми «грядками» — некогда гладкий красочный слой теперь в складках.

«В результате бытования и каких-то изменений в структуре — это грунты, красочный слой, произошли вот такие изменения, когда верхний красочный слой сморщился. Из-за того, что плохо впиталось связующее верхних слоев краски в грунт, и произошло вот такое сморщивание», – рассказала Татьяна Серова, ведущий художник-реставратор высшей категории Отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея.

У второго шедевра «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» похожие болезни. Реставраторам предстоит укрепить красочный слой и авторский холст, который стал настолько хрупким, что может рассыпаться как хрусталь.

«Если в дальнейшем ничего не делать, холст по-прежнему будет слабеть, а он уже серьезно ослаблен, поскольку он не дублированный, покрыт въевшимися загрязнениями, окислился из-за миграции масла из красочного слоя и грунта, а это очень серьезное окисление. Он становится как бумага — ломким и рвется легко. Поэтому мы с ними как с хрустальными вазами», – рассказала Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор высшей категории Отдела реставрации станковой масляной живописи Русского музея.

Но самое главное – нужно вернуть картинам былую яркость. Полотна потускнели из-за въевшейся копоти от масляных и газовых светильников и от лака, который словно неудачный желтый «фильтр» искажает яркий стиль художника. Григорий Угрюмов — знаменитый исторический живописец. Поручение написать картины для интерьеров Михайловского замка мастер получил лично от императора Павла Первого.

«Григорий Угрюмов среди академических мастеров прославлен еще и особой чувствительностью к цвету. Он один из художников, который в большей мере колорист, чем все другие академические живописцы, которые больше ориентировались на пластику и на композицию, нежели на живописную трактовку», – отметил Григорий Голдовский, заместитель генерального директора по научной работе Русского музея.

Картины прошли технологическую и химико-биологическую экспертизы. Они показали не только скрытые дефекты, но и авторские переписки. В лучах инфракрасного спектра мастера увидели, что художник, словно дирижер, не раз менял положение рук своим героям, чтобы добиться идеала.

Это первая комплексная научная реставрация шедевров. До этого были лишь локальные работы. На расширенном совете ведущие эксперты страны утвердили программу восстановления картин. Работы пройдут при поддержке «Газпрома».

«Когда мы говорим о главном — живописи, то это, безусловно, петербургская школа, академическая. И это, в первую очередь, школа Русского музея. У нас нет сомнений. Для нас принципиален этот фундамент комплексной научной реставрации, что и позволяет ее называть научной. Без всяких преувеличений», – отметила Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.

«На прошлой неделе состоялся первый семинар нашего большого курса образовательного для специалистов профильных специальностей. Студенты из 11 вузов на конкурсной основе стали участниками курса, который продлится до июня месяца», – отметила Елена Давыдова, генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив «Газпрома».

Реставрация шедевров займет около двух лет. Но посетителей не лишат свиданий с Угрюмовым.

По новой, но уже доброй традиции реставрация картин будет проходить в открытой мастерской. Гости корпуса Бенуа смогут наблюдать за процессом, который обычно всегда останется за кадром, через специальный стеклянный экран. Так Русский музей вновь доказывает: реставрация — это хоть и тайное искусство, но прикоснуться к нему может каждый.