Увидеть наследие «русского Гамлета». Личные покои императора Павла I реставрируют на глазах у посетителей. Открытые работы ведут в девяти комнатах на первом этаже. В отличие от парадных залов, их интерьеры не отличались пышностью.
Во время Великой Отечественной войны личные покои Павла I в Гатчинском дворце полностью уничтожил пожар. Реставраторы воссоздают их с нуля, опираясь на черно-белые фотографии 30-х годов и акварели XIX века. Стены Нижней Тронной уже обрели первоначальный нежно-зеленый цвет, на историческое место вернулась бронзовая люстра работы французского мастера. Плафоны расписали в технике альфрейной живописи.
«Техника альфрейной живописи всегда выполняется определенными красками. В определенной палитре художников, которые используют и этот черно-белый материал, способный вытянуть растяжки цвета и создать новую палитру. Черно-белая фотография даже помогает в переводе ее в режим сепии выявить переход от светлого тона к темному. А познания о художественных работах помогают решить, что стебель или лавровый лист не могут быть, предположим, красными или синими», — рассказал научный руководитель проекта реставрации Роман Хейнонин.
Великий князь Павел Петрович получил Гатчинскую мызу в подарок от своей матери Екатерины II с полной отделкой и мебелью. Росписи появились скорее всего еще при первом владельце — графе Орлове. В них нашла отражение мода на античность, захлестнувшая Европу во второй половине XVIII века в связи с раскопками древнеримских городов Помпей и Геркуланума. А при Павле Петровиче были сделаны десюдепорты — декоративные композиции над дверными проемами.
Павел I жил скромно. Можно сказать, аскетично. Спал на походной офицерской кровати, она стояла рядом с печкой. Любил, когда в его покоях тепло, но не жарко натоплено. Cтены украсил картинами, которые выбирал лично.
Личные апартаменты — это не только жилые покои, но и комнаты для так называемых «малых приемов» и ежедневных занятий. Именно здесь, а не в парадных залах, император проводил большую часть своего времени. Кстати, жил по строгому расписанию. Обедал всегда в полдень.
«Любил очень крепкий кофе, как его матушка, и ел простую еду. Кто-то из камер-пажей вспоминал, что иногда яства, которые специально готовились к императорскому столу, он осматривал и говорил: «сам ешь»», — рассказала научный руководитель музея-заповедника «Гатчина» Александра Фарафонова.
В Башенной у Павла Петровича была библиотека. Известно, что он много читал, особенно любил книги по архитектуре. Еще гулял в собственном саду и уделял внимание детям.
«Известно, что он звал их «мои барашки и овечки». Старался с ними поиграть. При возможности поднимал игрушки, которые из маленьких ручек у них вываливались. И свободно разговаривал с няньками, что очень сердило супругу Марию Федоровну, поскольку она очень строго блюла этикет», — отметил ведущий методист отдела работы с посетителями музея-заповедника «Гатчина» Антон Ананьев.
Работы во воссозданию личных покоев «гатчинского Гамлета» планируют завершить в 2027 году. В музее уже готовят экскурсию, которая позволит больше узнать о частной жизни одной из самых противоречивых фигур в истории страны.
