Русский музей представил крупнейшую за 20 лет выставку работ гениального пейзажиста Архипа Куинджи. В представленную коллекцию вошло более 150 произведений. Уникальна и архитектура выставки.
«Иллюзия света была его богом», — так говорил Репин о Куинджи. Эти пейзажи завораживают всех вот уже полтора века. Сложно представить, но слава к художнику пришла не сразу: Айвазовский не брал его в ученики, Академия художеств поначалу не принимала даже в вольнослушатели. Но он стал одним из самых известных художников эпохи, и, чтобы взглянуть на его полотна, выстраивались очереди.
«Лунная ночь на Днепре» – та самая, которая вызвала настоящую сенсацию в 1880 году. Именно тогда картина и была впервые представлена петербургской публике. И в Русском музее решили повторить тот же прием, который использовал Куинджи 145 лет назад. Темный зал с задрапированными окнами, в центре — серебристо-зеленоватый диск луны, который заливает светом все вокруг. Тогда эффект был такой, что многие заглядывали за полотно в поисках фонаря или свечи. Нашлись и те, кто обвинил художника в колдовстве. И действительно, как поверить, что такой завораживающий источник яркости, можно изобразить кистями.
Уникальная техника, будто картины написаны фосфорными красками – один из главных изобразительных приемов живописца. И больше никому, кроме Куинджи, так и не удалось овладеть этой красочной магией.
«Какие-то детали, какие-то части пейзажа поцарапаны черенком кисти, это добавляет определенную фактуру, в каких-то случаях — это пастозные мазки. Это удивительное, виртуозное владение техникой, которое было вызвано к жизни, прежде всего, задуманной цветовой и световой гаммой», – отметил Григорий Голдовский, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе.
Мистический эффект зеленого света Архип Куинджи использовал и в библейском сюжете «Христос в Гефсиманском саду». Это единственная работа художника на религиозную тему. Сегодня шедевр хранится в Воронцовском дворце-музее в Алупке. И впервые картина покинула Крым, чтобы вновь оказаться на берегах Невы.
«Экспанировалась только на закрытых показах, в которых принимали участие и Репин, и Маковский, и Менделеев, и Боткин. Но и в последующие годы и десятилетия она никогда не покидала Крым. Это, конечно, сенсация, одна из сенсаций этой выставки. И здесь нет никаких преувеличений», – рассказала Алла Манилова, генеральный директор Русского музея.
В экспозиции 150 полотен. В основном из собраний Русского музея. Среди них и знаменитая «Радуга», глядя на которую кажется, что она светится и переливается. Или «Ладожское озеро» с удивительным эффектом прозрачной воды. В соседнем зале – жемчужина Третьяковской галереи, та самая «Березовая роща», после которой, как говорили современники, в живописи пошла мода на русские берёзоньки. А «Чумацкий тракт в Мариуполе» — одна из ранних работ Куинджи, когда еще не было той «иллюзии света», но точность передана настолько, что, кажется, слышен скрип обозов.
«Здесь больше повествовательности. Мы можем подойти и рассматривать эти обозы. Мы можем подойти и рассматривать эти обозы с чумаками, собака воет, дорога уходит вдаль. Там перелесок, типичный ландшафт, много неба, ближний план — жанровая составляющая в обществе передвижников занимала общеизвестное место», – отметил Сергей Кривонденченков, ведущий научный сотрудник Русского музея.
По задумке, сама же выставка будто водит зрителя по мастерской художника, которая находилась на Васильевском острове. При входе — изображение фасада дома в Биржевом переулке, внутри — потолочные окна, которые имитируют естественный рассеянный свет, с которым так любил работать живописец.
«Он был типичным художником XIX века, жившим в доэлектрическую эпоху, таким же, как его коллеги в Италии, Франции, Испании и где угодно. Он жил на севере России, где световой день, по сравнению с этими художниками, крайне ограничен. У него было крайне ограниченное рабочее время, когда он мог реально работать при рассеяном свете», – отметил Юрий Аввакумов, архитектор, куратор выставки (г. Москва).
Погрузиться в волшебство живописи Куинджи петербуржцы смогут уже завтра. Но как отметили в музее, чтобы не создавать очередей под окнами корпуса Бенуа, выставка будет работать ближайшие 7 месяцев — до конца марта. А потому насладиться творчеством «мастера света» успеют все.
