Ленинградская битва – самое продолжительное сражение Великой Отечественной войны, оно длилось больше трех лет. 9 августа стало переломным моментом не только для Ленинграда, но и для всей страны.

Как и миллионы советских граждан речь Молотова 16-летняя Тамара слушала с одной мыслью — будущее, о котором она мечтала — никогда не наступит.

Через 20 дней враг стоял на пороге Ленинграда, а юная Тамара уже спасала первых защитников города в полевом госпитале.

«Сразу привозили в вагонах, и поэтому полный зал сразу этих раненых. Нам приходилось ухаживать за этими больными прямо с фронта, порой без рук, без ног», — рассказала ветеран Великой Отечественной войны, участница Ленинградской Битвы Тамара Охапкина.

Нехватка медикаментов, отсутствие опыта, шок от увиденного — вчерашняя школьница поняла — она не справится с поставленной задачей.

«Я расстроилась, что вред могу наносить, и я прямо сразу заявила: нет, я пойду на фронт, я ухожу из госпиталя, пойду на фронт, может быть я там больше пользы принесу», — рассказала ветеран Великой Отечественной войны, участница Ленинградской Битвы Тамара Охапкина.

Беспощадно давя огнем и броней, немцы решали главную задачу — до начала осенней распутицы как можно ближе подобраться к Ленинграду.

«Стало понятно, что Советский Союз — это не колосс на глиняных ногах, на что они рассчитывали. Немцы признавали, что сопротивление, намного серьезней, чем они рассчитывали, и уже где-то с первой декады августа начинаются сомнения по этому поводу», — рассказал доктор исторических наук, отдела института истории Обороны и блокады Ленинграда Никита Ломагин.

Понимая, что блицкриг окончательно провалился, немцы решили душить и расстреливать осажденный город.

«Вот этот приказ 28 августа 1941 года, в нем еще был такой чрезвычайно важный пункт, согласно которому любые попытки выхода гражданского населения  из города должны были пресекаться сначала заградительным огнем, затем — огнем на поражение», — рассказал доктор исторических наук, отдела института истории Обороны и блокады Ленинграда Никита Ломагин.

Горожане в ежедневной борьбе за выживание, кроме вражеских обстрелов, сталкивались со множеством порой непреодолимых препятствий.  

«Блокада для жителя окраины и для жителя Центрального района — это совершенно разные блокады, потому что у жителя окраины был огород, а у жителя центральной части города было только то, что он мог достать в магазине. Это зависело от целого ряда факторов — от близости к воде, потому что набрать воды и донести ее до дома — это была целая задача зимой 1941-го и 42-го годов», — отметил ведущий архивист ЦГА Санкт-Петербурга Вячеслав Мысунов.

Немцы ждали удар с внешней стороны кольца, но никак не рассчитывали на мощную атаку из голодающего Ленинграда.

«Мы должны были как-то понять, не имея никаких данных с запада о погоде — какой прогноз дать той авиации, которая уже назначена на сегодня или на два дня, фашисты же не давали нам погоды», — рассказала ветеран Великой Отечественной войны, участница Ленинградской Битвы Тамара Охапкина.

В это время Тамара —  уже метеоролог на военном аэродроме. В том числе от ее прогнозов, зависит успех операций по прорыву и снятию блокады.

«Вот битва, а вы в это время что думали, что делали. Смотрели на небо, можно сейчас удивиться, как это, да так. Кроме того, я со своей группой рассуждаю: какие они знают народные приметы определения погоды», — рассказала ветеран Великой Отечественной войны, участница Ленинградской Битвы Тамара Охапкина.

В 1943 году в осадном кольце советские войска смогли пробить брешь. Через год — город полностью скинул оковы блокады.

Потери мирных и военных советских граждан — намного больше миллиона человек. Это по словам историков — цена  победы, в битве, которая для врагов, рвавшихся к Ленинграду едва ли не с первых минут была обречена на провал.