Выставку «Сам Дягилев» представили в особняке балерины Матильды Кшесинской. В экспозиции — уникальные документы, фотографии, афиши и воспоминания современников о легендарном антрепренёре. Жемчужиной коллекции стали скульптуры художницы Марии Третьяковой.

Легкой походкой идет у Мариинского театра, катается на каноэ в Венеции, летит на крыльях успеха. Дягилев неуловимый и всегда разный. Десять скульптур петербургская художница создавала больше 15 лет — это попытка разгадать феномен главного русского импресарио.

«Я начинала с его узнаваемых образов, где он в цилиндре, с моноклем, тростью, тот самый Дягилев, которого мы представляем, если нам просто называют его фамилию. Но потом, перечитывая его биографию, я понимала, насколько он разносторонне развитый человек», — рассказала скульптор Мария Третьякова.

Живопись, балет, опера. Но сам Дягилев называл себя шарлатаном, нахалом и бездарностью. Любил, когда его сравнивают с Петром I, даже отрастил усы. Подобно своему кумиру, прорубил окно в Европу — начал оглушительную экспансию русской культуры на западе.

«Дягилев был патриотом своей страны и хотел показать русскую культуру в Европе. Он видел в человеке талант, даже если человек еще не знал, что он талантлив, то есть у него определенный склад ума, видение было», — отметила старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Государственного музея политической истории России Василиса Савелова.

Делец и предприниматель по натуре, он не только открывал таланты, но и окружал себя нужными людьми — на сценах Парижа и Лондона блистали Анна Павлова и Михаил Фокин, постановки оформляли Бенуа, Рерих, Пикассо. После первых концертов весь мир заговорил о Федоре Шаляпине.  

Сергей Дягилев дружил с Матильдой Кшесинской — она познакомила его с императорской семьей, он приходил на ее спектакли. Позже они поругались — в «Русских сезонах» 1909 года Дягилев не предложил приме-балерине главные партии. Это было унизительно, но пришлось смириться — успех был таким огромным, что Ксешинская согласилась выступать в любых ролях.

Невероятное влияние на мировое искусство отмечали все, когда после балета «Карнавал» вся Франция оделась в пышные платья, после «Шахеразады» — в наряды Востока. Рукоплескали и законодатели мод — для «Голубого экспресса» коллекцию создала Коко Шанель. Потом были кризисы, войны, потрясения, но культуру невозможно отменить — в любые времена.

«Понимая все сложности политических отношений с Западом, Европой, с другими нашими партнерами, должны понимать, что культура занимает важное место и играет огромную роль в этих отношениях и сейчас мы должны активно продвигать русскую культуру, не позволять забывать о ее величии, о ее всемирном значении», — подчеркнул генеральный директор Государственного музея политической истории России Сергей Рыбаков.

Знаменитые сезоны продолжались 20 лет. «Мир искусства» перестал быть прежним — на смену старым традициям пришли новые формы, между континентами стерлись границы. Современники говорили: Дягилев открыл Россию русским и открыл Россию миру.