В материале телеканала «Санкт-Петербург» рассказываем, как понять, что малыш готов пойти в школу.

Чтение и письмо — важные навыки для будущего школьника. Но не обязательные. Главное — готовность учиться этому и взаимодействовать с другими детьми. По статистике, около 20% первоклассников испытывают трудности в обучении. Как заранее определить, готов ли ваш ребенок к школе. Оцениваем сразу по нескольких показателям. И первый критерий — эмоциональная зрелость.

«Например, вы пришли с ребенком на день рождения, он не знает деток, он находится в незнакомой обстановке. Необходимо обращать внимание на то, насколько положительно ребёнок относится к себе и к окружающим. Способен ли он вступить с ними в контакт, в диалог. Если выявляются такие маркеры как тревожность, страх, негативные эмоции, нервозность, заниженная самооценка, апатия, то соответственно мы можем предположить, что ребенок возможно ещё не готов к школе», — рассказала детский невролог Прасковья Крачун.

Еще один важный аспект — физиологическое здоровье. Есть простой способ оценить его состояние — так называемый филиппинский тест. Попросите ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха. Пятилетка этого сделать не сможет. Считается, что такое задание отражает степень развития скелета, уровень созревания нервной системы, а также способность мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Но есть и другие важные маркеры.

«Как раз для физиологического развития мы можем дать минимальные задания ребенку на оценку координации движения — то есть попросить его бросить мяч в одном направлении, попросить его пройтись по бордюру, попрыгать, постоять на одной ноге. Для ребенка важны навыки самообслуживания, то есть надо понимать: может ли ребенок сам переодеться, переобуться, застегнуть, например, пуговицы, зашнуровать себе ботинки», — рассказала педиатр Олеся Литвинцева.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Простой, но важный тест, чтобы проверить насколько у вашего ребенка развит другой показатель — когнитивные способности. Покажите ему несколько игрушек, а после уберите. Затем спросите, какие предметы он запомнил. То же самое можно делать и на слух — назвать несколько слов, не связанных друг с другом и попросить их повторить.

Таким образом оцениваем долгосрочную и кратковременную память. Еще один вариант — написать фразу и посмотреть на сколько точно он ее скопирует. А вот — задание посложнее — покажите 4 картинки и попросите ребенка связать их в одну историю.

«При оценке когнитивных способностей необходимо обратить внимание насколько ребенок способен следовать инструкции. Может ли он выполнить действие, состоящее из нескольких шагов. Также обращаем внимание на сколько у него развита связана и согласована речь, насколько правильным у него является звукопроизношение», — отметила детский невролог.

И финальный критерий — волевая готовность. Иными словами мотивация. Захочет ли он слушать и слышать учителя, отвечать на его вопросы.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»

«Важным показателем также является способность ребёнка довести начатое дело до конца. К 6-7 годам у ребёнка формируется такое понятие как произвольность. Происходит снижение количества импульсивных действий и банальное преобладание «надо» над «хочу». Обращаем внимание на то, что ребёнок должен суметь высидеть за определённым занятием не менее 20-ти минут», — добавила детский невролог.

«Важно понимать, что за год-два до школы родители сами должны подготавливать своего ребёнка. Это можно делать в дружественной, игровой обстановке. Хвалить ребёнка за освоение какого- то навыка, за преодоление каких-то трудностей. Безусловно в подготовке важную роль играют различные развивашки в виде лепки, рисования. И самое важное — главное понимать, что если ваш ребёнок в возрасте 6-7 лет не готов к школе, не нужно расстраиваться. Потому что в среднем возраст, когда ребёнок должен пойти в школу это 6-8 лет. Никто строго в 7 лет не идёт», — рассказала педиатр.

Однако иногда родителям сложно самим оценить навыки ребёнка. Поэтому увлекаться самостоятельной диагностикой всё же не стоит. Если есть сомнения, лучше обратиться к детскому неврологу или педиатру.