Сохранились, благодаря мужеству ленинградских ученых. В Петербурге впервые показали более 40 редких документов, спасённых из блокадного города. В их числе — рукописи и диплом Ломоносова с автографами, акварели Кунсткамеры и бумаги, утверждённые Александром I. Уникальные реликвии представили на выставке в Архиве РАН, приуроченной к 80-летию Победы.

Сохранились, благодаря мужеству ленинградских ученых. В Петербурге впервые показали более 40 редких документов, спасённых из блокадного города. В их числе — рукописи и диплом М. В. Ломоносова с автографами, акварели Кунсткамеры и бумаги, утверждённые Александром I. Уникальные реликвии представили на выставке в Архиве РАН, приуроченной к 80-летию Победы. 

«Благодаря ему академия наук получила больше финансирование, был увеличен штат, 20 академиков», — отметила старший научный сотрудник отдела публикаций Санкт-Петербургского филиала Архива РАН Ольга Кирикова.

Рядом — диплом и портфель Михаила Ломоносова — возможно, с ним молодой ученый пускался в свои авантюристские походы. Представили в Архиве РАН и акварели из Кунсткамеры, теперь исчезнувшая коллекция сподвижника Петра Якова Брюса есть только на этой бумаге.

«Пожар, который случился в Кунсткамере, уничтожил многие коллекции, сами по себе рисунки приобрели ценность как экспонаты истории и культуры», — рассказала старший научный сотрудник отдела публикаций Санкт-Петербургского филиала Архива РАН Ольга Кирикова.

Этими документами сегодня можно восхищаться и любоваться, зная о том, что ученые в осажденном Ленинграде не оставили свои посты и неделями формировали отдельные эвакуационные эшелоны. Ценности из Эрмитажа, Кунсткамеры и других музеев вывозили в Свердловск. Героическую работу коллег вспоминают на первой Всероссийской конференции «Наука в годы Великой Отечественной войны: галерея ученых».  

«Эта конференция важна, потому что когда мы повторяем раз за разом слова Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто». Это теряет смысл. Смысл приобретается, когда мы поимённо вспоминаем тех, благодаря кому Победа случилась», — подчеркнул академик РАН, научный руководитель, Института лингвистических исследований РАН Николай Казанский.

Встреча объединила не только российских исследователей, но и ученых из бывших стран СССР: Таджикистана, Узбекистана, Беларуси. Есть среди гостей и потомки тех, кто жил и трудился в блокадном городе.

«Я приехала, потому что, когда-то мой отец был инициатором создания двух книг, «Я из огненной деревни» и «Блокадная книга», она  посвящена Ленинграду», — рассказала филолог, музейный сотрудник, дочь писателя Алеся Адамовича Наталья Адамович.

Заседания пройдут в течение трех дней: участники обсудят, как в кольце блокады проходили естественнонаучные, технические и гуманитарные исследования.