Выпало им строить путь железный. 50 лет назад на возведение Байкало-Амурской магистрали с Московского вокзала отправился первый поезд с отрядами ленинградцев. Спустя полвека они встретились, чтобы поделиться воспоминаниями.

Спустя полвека участники стройотрядов снова собрались на Московском вокзале. Так бамовцы решили отметить юбилей запуска эшелона «Комсомолец Ленинграда» на всесоюзную стройку. Художник Вячеслав Чеботарь представил соратникам свою картину.

«Я этот момент сохранил именно для вас, чтобы вы получили очень яркое впечатление от этой картины и потом вспоминали», — отметил художник Вячеслав Чеботарь.

В апреле 1975 года четыре отряда отправились на берега Байкала, чтобы в глухой тайге строить города и железную дорогу. Позже к ним присоединились тысячи молодых ленинградцев.  

«Основная задача была научить людей жить вместе в трудных условиях. Профессиональные навыки приходят в работе. А вот сплотить людей, чтобы они за это время друг на друга смотрели как на своего брата, друга, готового всегда прийти на помощь — вот это была основная задача», — подчеркнул командир стройотряда «Монолит» Дмитрий Ривман.

Стройотряд «Монолит» оправдал своё название. Бойцы сплотились так, что даже спустя 50 лет готовы идти хоть на край света. Люди должны вместе не только работать, но и отдыхать, поделился секретом командир.

«Мы когда приехали туда, у нас уже тяжёлые будни были, поскольку было 45 градусов тепла на улице. Песок оседал от машин только к вечеру. Но несмотря на это, на жару, непривычную для питерских граждан, вечером мы все собирались у костра. Мы пели, у нас было много бардовских песен, своих песен», — рассказал командир стройотряда «Монолит» Дмитрий Ривман.

Тогда в 70-х они ехали, чтобы найти себя, сделать что-то по-настоящему стоящее, чему не жалко посвятить жизнь, отметили ветераны. Но удалось обрести за годы стройки намного больше. Крепкую семью, настоящих друзей, уважение коллег и любовь к бесконечной красоте русской Сибири. Возвели одну из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Значительная её часть проложена в вечной мерзлоте. Ветка оказалась настолько востребованной, что до сих пор работает на пределе своей пропускной способности.

Об истории самого дорогостоящего строительного проекта Советского Союза рассказывает выставка в Центральном музее железнодорожного транспорта. На экспозиции представлены фотографии из частных архивов, личные вещи. В зале поставили палатку, из таких вырастали целые города. Вагон первого класса образца 1957 года, в который можно зайти, стал ещё одной машиной времени.

«Выставка так и называется «БАМ в судьбах людей». Здесь мы пытались рассказать как формировались наши семьи. Как росли дети, какой вообще смысл, интерес у нас был. Занимались спортом, выступали, концерты организовывали, какие-то соревнования были постоянно. Весь наш быт. И все это было настолько интересно — без телевидения, без интернета. Общение с людьми было превыше всего. Сейчас этого не хватает», — отметила заместитель председатель «БАМовского содружества Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Инна Никольская.