Неожиданные находки, которые станут полноценными экспонатами. Во время реставрации Аничкова дворца в помещении Большой столовой специалисты обнаружили исторический воздуховод. Нашли его случайно, разбирая кирпичную кладку. Работы проводили по программе КГИОП за счет городского бюджета. Как ранее отмечал губернатор Александр Беглов, сохранение исторического облика города — один из 10 стратегических приоритетов развития Петербурга.

Вот так выглядит ноу-хау XIX века. Это часть сохранившейся системы отопления амосовских печей. Они располагались в подвалах, а стены опоясывали воздуховоды, по которым тепло и поступало в парадные залы Аничкового дворца. Один из таких каналов реставраторы обнаружили случайно.

«Сама конструкция нам подсказала, что «вот, найди меня здесь». На данном участке была «бухтящая» штукатурка, и когда мы ее демонтировали, увидели в один кирпич перевязку, практически вываливающийся кирпич», – рассказала представитель авторского надзора Татьяна Житомирская.

Сохранился поворотный механизм заслонки, но вот удивление вызвала керамическая плитка внутри воздуховода. Обычно кирпичную кладку не декорировали, как, например, в Эрмитаже.

«Научных изысканий таких подробных не было. Но мои предположения, что, во-первых, плитка держит тепло. Мы даже можем сравнить с изразцовыми печами, которые нам привез еще Петр — изразцы лучше держали телпо, чем просто кирпич, оштукатуренный кирпич, как наши русские печи», – рассказала представитель авторского надзора Татьяна Житомирская.

Телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»

В Большой столовой, где до революции проводили званые ужины, а после — знаменитые новогодние ёлки, это уже далеко не первая находка. В перекрытиях нашли пригласительный билет 1952 года, вероятно, потерянный каким-то школьником. А под советским паркетом, как оказалось, прятался дубовый пол царской эпохи.

«Здесь как видите более поздняя клепка — так называемая «елочка», хотя исторически тоже «елочка». Просто размер этой клепки гораздо более бюджетный, этот более экзотический. Это рисунок, который характерен для дворца. Соседние помещения Белоколонного зала, Торшерной — там везде такой паркет», – рассказал директор петербургской реставрационной компании Михаил Ботаковский.

Реставраторы отмечают, по деталям сохранившегося декора в Аничковом дворце, можно изучать историю искусства, и даже политики.

Телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»

Потолочная живопись Большой столовой реставратором тоже принесла немало сюрпризов. Например, в ходе пробных расчисток выяснилось, что каноническая советская пятиконечная звезда на самом то деле «вифлеемская», т.е. шестиконечная. Впрочем, возвращаться к оригиналу не будут. Сейчас задача максимально приблизиться к историческому колеру — такому бежево-охристому цвету, и придать всей живописи объем и рельеф, чтобы снизу казалось, что это не рисунок, а лепнина.

За последний век стены Большой столовой как минимум 7 раз меняли свой цвет. Слой за слоем реставраторы добрались до оригинала. Под штукатуркой оказался — искусственный мрамор. Под цвет колонн.

Фрагмент мраморной стены, как и обнаруженный старинный воздуховод, станут своего рода экспонатами, чтобы посетители смогли взглянуть на Аничков дворец глазами его бывших владельцев. Реставрация Большой столовой завершится в 2026-м году.