В ожидании активного таяния снега и льда спасатели начали на этой неделе противопаводковые мероприятия. На особом контроле – также такие стратегические объекты, как плотины. Тут стоит, наверное, напомнить, что петербургская дамба спасает город только от морских нагонных наводнений. Март-апрель для Комплекса защитных сооружений – месяцы традиционно спокойные. Так что, управляют паводками сейчас сотрудники МЧС, которые взрывают лед на реках Ленинградской области, что может спасти от подтоплений, в том числе – и наши дачные участки. Ну и особенно часто и громко сейчас звучат призывы не выходить на весенний лед. Удивительно, но это все еще приходит в голову даже не единицам, десяткам людей! Вот оперативные кадры петербургских спасателей: во вторник, 25 марта, со льда Финского залива они эвакуировали 28 человек. Рыбаки находились в полукилометре от берега, но вернуться самостоятельно не смогли из-за образовавшейся промоины. Насколько бурными могут оказаться весенние воды? Как быстро уйдет лед из региона и стоит ли опасаться подтоплений? Все это – в репортаже телеканала «Санкт-Петербург». А еще – мастер-класс от профессионалов: что делать, если все-таки оказался в холодной весенней воде. Знания, которые для некоторых лишними, точно, не будут.

«Внимание, подрыв!»

Взрыв – и в небо взлетают четыре квадратных километра толстого ладожского льда. Далеко от эпицентра по ледовому полотну расходятся мощные волны.

«Лед начинает сам по себе – мы его сдернули, ослабили, и оно начинает идти само по себе. Где в устьях, там подкладываем заряды», – объясняет руководитель ледовзрывных работ Валерий Солонов.

Помощникам весны главное расколоть речной панцирь, а дальше – дело за дождями и солнцем.

«Толщина ледовых полей достигает местами более 40 сантиметров, в связи с этим возможны заторы, зажоры и прочие другие неблагоприятные явления, которые будут мешать проходить водам с рек в Ладожское озеро», – рассказывает начальник Аварийно-спасательной службы Ленинградской области Павел Иванов.

Перед главным взрывом нужно хорошенько напугать любопытную корюшку. Для ее же безопасности.

«Подсоединяешь машинку, даешь заряд, все. Там – два конца, здесь – два конца, вы когда в розетку вилку суете, замыкание дает плюс на минус. Здесь – то же самое», – говорит взрывотехник Алексей Кульменко.

Телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»

Такие работы шокируют разве что рыбу. Пока на воде остается хоть одна льдина, на ней – кажется – будет сидеть беспечный рыбак.

От малейшего давления крошатся, казалось бы, толстые глыбы. В ледяной воде Евгения спасают лишь умение и гидрокостюм.

«Самое первое, что нужно сделать, – не паниковать. Это – основное правило, потому что во время паники человек начинает очень часто дышать, дергаться, ерзать, и, понятное дело, – у него быстрее заканчиваются дыхание и силы», – разъясняет старший аварийно-спасательной службы ВОСВОД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Евгений Кривошеин. 

Какими бы железными ни были нервы, вода, глубина и намокшая одежда не оставят почти никаких шансов. В лучшем случае на плаву можно удержаться не больше десяти минут.

«Тяжелая степень гипотермии, она три-пять минут: руки немеют, ноги немеют, и он идет на дно. Согласно статистике, с начала года погибло четыре человека, трое из них провалились под лед и не смогли сами выкарабкаться», – рассказывает начальник аварийно-спасательной службы ВОСВОД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Зуев.

Телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»

Специалисты показывают, как не надо спасать. Во-первых, ни в коем случае нельзя утопающему протягивать руку. Во время судорог пострадавший утянет на дно. Лучше бросить в прорубь шарф, палку или даже рюкзак.

И уж точно – передвигаться по льду, особенно рядом с открытой водой, можно только ползком. К счастью, скоро, больше, чем на полгода эти навыки потеряют актуальность. В Петербурге и области наметился несгибаемый тренд на тепло.

«Сюрпризы могут быть только такие – возвраты холодов, от этого мы никуда не денемся, каждый год они происходят, они могут быть и в апреле, и в мае. Даже и снег может пойти», – предостерегает главный синоптик Санкт-Петербурга Александр Колесов. 

Весенний паводок, уверяет Александр Колесов, Петербургу не грозит.  Да и в области не стоит ждать экстренных ситуаций.

Оглушительно громко и невероятно быстро из колпинской плотины обрушивается неудержимый водный вал. Только тут сонная Ижора превращается в буйную горную реку. Специалисты успокаивают – тяжелые шлюзы лишнего реке не позволят.

«В этом году не было накопления снега. То есть, как обычно бывает в декабре: выпадает снег, и он накапливается за всю зиму, а потом резко начинает весной таять. Здесь у нас периодически выпадал, таял, выпадал, таял – то есть, накопления обильного не было», – говорит начальник отдела по эксплуатации гидротехнических сооружений и мелиоративной системы Игорь Усанин.

Телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»

Самым напряженным на Ижорском бассейне, как ни странно, был конец января, когда после мощных снегопадов в город пришла по-настоящему весенняя оттепель.

«Вода постоянно прибывает, мы регулируем, поддерживаем на нормальном подпорном уровне, не допуская форсированного уровня – не понижая, и не повышая», – продолжает Игорь Усанин.

Зимы мягче минувшей в балтийском регионе фиксируются минимум с конца 19-го века, но это, говорят синоптики, не должно успокаивать скептиков. Климат Северной столицы неумолимо теплеет.

«Все равно – это тренд: вверх, вверх, вверх, и достаточно большой, мы впервые в истории в 20-ом году достигли температуры годовой +8 градусов. Это – очень-очень, конечно тепло», – резюмирует главный синоптик Санкт-Петербурга Александр Колесов.

Петербуржцы, как никто, готовы к любым сюрпризам погоды, но традиционные капризы балтийской природы, пусть порой они не знают берегов, вселяют больше спокойствия, чем ее участившиеся эксцентричные выходки.