Мощная система мер для борьбы с киберпреступлениями. На этой неделе Госдума приняла закон, который должен защитить нас от телефонных мошенников. В документе – более 30 пунктов: это – набор самых разных инструментов. В первую очередь он касается взаимодействия банков и их клиентов. В пояснительном комментарии, который нашей программе предоставило Северо-Западное Главное Управление Банка России, в частности, говорится о том, что принятый закон повысит защищенность граждан в той части, когда они, хоть и под нажимом мошенников, но юридически добровольно передают сторонним лицам личные данные и совершают транзакции. Так, например, клиенты банков смогут назначить себе уполномоченное лицо, без которого проведение крупных банковских операций будет невозможно. Нововведения есть и для сотовых операторов, и для маркетплейсов. Прописан запрет на использование мессенджеров. Теперь, если, например, в телеграмм-канале вам звонят «товарищ майор», «служба безопасности банка» или «сотрудник почтового отделения», можно не сомневаться, что это – мошенники. Основные положения нового закона начнут действовать уже с июня. Как они помогут нам сохранить нервы и деньги?

Закон, направленный на защиту граждан от киберпреступлений, содержит несколько важных норм. В большинстве они направлены именно на взаимодействие граждан через мобильную сеть или интернет. Мессенджеры – один из инструментов, используемых мошенниками для обмана.

Каждый наверняка получал сомнительные сообщения якобы государственных органов или банков.

«Мы сейчас запретили госслужащим, официальным органам, банкам, сотовым операторам, даже представителям маркетплейсов и социальных сетей звонить гражданам или присылать сообщения через мессенджеры. Если вам звонят в мессенджере от имени тех, кого я перечислил, это – сто процентов будут мошенники. Потому что это теперь запрещено законом», – объясняет депутат Госдумы РФ, председатель комитета Госдумы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.

Одно из ключевых изменений – так называемый механизм «второго ключа» или «второй руки». Так, при подозрительном переводе сотрудники банка будут звонить не только владельцу карты, но и его близкому родственнику, и операция пройдет, только если все подтвердят ее законность.

Предполагается, что пользоваться этим будут родственники пожилых граждан.

Вот конкретный пример: Виктория Струкова для себя уже выработала алгоритм общения с мошенниками. Просто кладет трубку. Но часто звонки с сомнительными инициативами поступают ее пожилым родителям, и новые нормы закона в такой ситуации могут уберечь бюджет и нервы.

«Безусловно, это – очень важный закон, который принят. Он будет помогать не совершить ошибку, если пожилого ввели в заблуждение, и он поддался. Конечно, подстраховка через второго человека при переводе денег – это очень важно», – говорит жительница Санкт-Петербурга Виктория Струкова.

С момента вступления в силу закона операторов связи обяжут отображать на экране смартфонов название организации, откуда идет звонок. Это, полагают депутаты, позволит выявить мошенников. А от массовых обзвонов можно будет отказаться.

Телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»

Еще одно нововведение – самозапрет на дистанционное оформление сим-карт. Предполагается, что это будет действовать по аналогии с уже существующей практикой самозапрета на кредиты и микрозаймы.

«С 1 марта в МФЦ в секторе пользовательского сопровождения на компьютере самообслуживания можно оформить самозапрет на кредиты. Гражданам понадобится подтвержденная учетная запись на госуслугах и паспорт. С 1 марта в МФЦ обратилось уже более 29 тысяч человек», – рассказывает специалист отдела по работе со СМИ СПб ГКУ МФЦ Анна Губанова.

Вводится и ограничение – 20 сим-карт на одного человека. В целом, документ разрабатывали совместно со специалистами Центробанка. Один из новых механизмов защиты – антифрод-алгоритмы в банкоматах. То есть, при подозрительной операции тому, кто снимает деньги, может позвонить настоящий сотрудник банка, и уточнить детали.

Такая система уже работает при переводах.

«Весь этот комплекс мер в законодательстве вводится для того, чтобы обезопасить население от самых частых угроз, это и несанкционированные финансовые операции, это и мошеннические сообщения. С попытками взлома личных аккаунтов и данных», – говорит инженер-аналитик Лаборатории стратегического развития аналитического центра «Газинформсервис» Михаил Спицин.

Телеканал «Санкт-Петербург» / АО «ГАТР»

Впрочем, мошенники ищут все новые способы украсть личные данные. На этой неделе один из один из зарубежных производителей роутеров признал крупную утечку. В частности, в общий доступ попали пароли к домашним интернет-сетям.

Также сообщалось, что злоумышленники пытаются воровать данные через систему умный дом, буквально подключаясь к цифровым зубным щеткам, а с появлением на улицах арендных самокатов образовалась еще одна схема: мошенники подменяют QR-код для регистрации на поддельный и взламывают доступ к мобильным телефонам. Значит – могут получить доступ к приложениям и данным.

Но эксперты отмечают: принятый в Госдуме документ – это фундамент для борьбы с мошенничеством сегодня и даже с расчетом на ближайшее будущее.