Проект реставрации памятника на могиле писателя Виталия Бианки согласован. Речь о каменной скульптуре девочки с маленьким бурундуком, который сидит на ее плече. На долю этого пушистого выпало и похищение вандалами и упорное именование этого зверька белкой. Специалисты уже провели научное исследование и разработали методику реставрации скульптурной композиции и восстановления фигурки животного. Сам памятник тоже заметно просел, а мрамор, из которого создана скульптура, пострадал от времени и влаги.
Вот так сейчас выглядит могила Виталия Бианки на Богословском кладбище. Поклонники творчества писателя приносят сюда цветы и фигурки животных.
Сам памятник покосился и явно не в лучшем состоянии, но меньше всего повезло бурундуку, который изначально сидел на плече у девочки: фигурку воровали трижды. Сейчас от нее остался только хвост.
Впервые мраморный бурундук исчез отсюда еще полвека назад. Ленинградский скульптор и близкая подруга Виталия Бианки Жермен Меллуп изготовила нового.
Композиция на надгробии – кстати, объекте культурного наследия – называется «Мои леса, мои долины». У внука писателя – известного археолога Александра Бианки – дома сохранилась авторская гипсовая модель в натуральную величину.
«Только девушка у меня смотрит на окно, и поэтому так не увидеть. Я думаю, надо ее развернуть. Это – новгородская девочка, с чуть-чуть широкими скулами, а не городская. Поскольку деда очень любил Новгородчину, и полжизни в ней провел», – рассказывает внук Виталия Бианки Александр Бианки.

В Ленинграде Виталий Бианки долгие годы прожил в доме на третьей линии Васильевского острова. В квартире на втором этаже словно ничего не изменилось.
Детские книги, на которых выросло не одно поколение, стол, за которым натуралист писал свои знаменитые радиопередачи.
«Например, вот тут хорошая фотография, профессиональная, деда в этой квартире. Где клетка, с которой он стоит, это снято в юбилей, вот она стоит на шкафу. Это – дед за письменным столом. Видите, у него книжка. Это – наверное, вышедший только что дедов сборник», – продолжает Александр Бианки.

Как именно восстанавливать надгробие – мнения разделились. Один из вариантов – использовать копию на основе 3D-модели, созданной учеными ЛЭТИ. Другой вариант, одобренный в итоге КГИОП, – метод фотограмметрии.
На основа множества снимков воссоздать бурундучка по имеющейся гипсовой модели.
«Здесь мы с большими трудностями не столкнулись, потому что мы будем копировать уже с оригинала, что в реставрации является самым прекрасным способом. Это – копирование с прямого аналога. Наш монумент покрыт биопоражениями, в нем есть мелкие сколы, есть утраты, дефекты камня. Все эти мероприятия можно выполнить за 4-6 месяцев», – рассказала руководитель архитектурно-реставрационной мастерской №2 компании «НИИПИ Спецреставрация» Мария Шапченко.

В компании создали свою 3D-модель. Теперь остается найти спонсора, который готов профинансировать работы.
«Мы будем оказывать и информационную помощь, и проведем переговоры с возможными интересантами, которые уже проявлялись… Заинтересованность есть – поведал председатель КГИОП Алексей Михайлов.
Деньги на восстановление надгробия сейчас помогает собирать газета «Петербургский дневник». Сохранить объект культурного наследия, возможно, получится всем миром. Уже помогли те, кто воспитывался на книгах Виталия Бианки.