Реставраторы Северной столицы, в этом году приступят к очередному этапу восстановления уникальной живописи храма Богоявления на Гутуевском острове. Специалисты говорят — все этапы необходимо выполнять с хирургической точностью. Благодаря такой кропотливой работе случаются и неожиданные открытия.
Хитроумный механизм в храме на Гутуевском острове заметит не каждый. Белоснежные киоты будто светятся в полутьме амвона. Фаянсовый иконостас воссоздали в первозданном виде.
«Сейчас восстанавливаются все 14 киотов, фаянсовый иконостас — это особая глина, состав глины, обжиг, то есть нужно знать температуру, чтоб она не деформировалась», — рассказал настоятель храма Богоявления отец Павел.
Там где еще в 90-х лежали бетонные перекрытия склада, громоздятся алые реставрационные леса. Уже 25 лет в рамках масштабной программы Комитета по охране памятников художники старательно возвращают святым лики, с каждым мазком наполняют пространство жизнью.

«Мы пишем не образ, а мы пишем восприятие. Мы пишем ощущение. Оно пишется не деталями, оно пишется силуэтом, трактовкой, цветом», — отметил художник-реставратор Андрей Чувин.
Церковь, открытая в последний год XIX века, — не только образец псевдорусского или неовизантийского стиля. Кроме этого, изобретательный архитектор под куполами оставил яркие приметы эпохи модерна.
«Модерн подразумевает под собой небольшие изменения, которые не поддаются особой логике. Никогда в храме в алтарной зоне не изображается женский образ кроме богородицы, у нас есть в алтарной зоне композиция жены мироносицы у гроба Господня — это не совсем в каноне», — подчеркнул художник-реставратор Андрей Чувин.
Жены и тайная вечеря ждали возвращения ровно 90 лет. Храм закрыли в 35-ом году, тогда же уникальные росписи спрятали под слоями краски, бумаги и штукатурки.
«Объем подлинника колоссальный, понятно, что состояние сохранности было очень разное, в большей степени аварийное, тем не менее замечательным художникам-реставраторам удалось максимально сохранить то, что было выявлено, определено», — отметила начальник отдела памятников декоративно прикладного искусства КГИОП Юлия Пашкова-Межевич.
Художественная ценность храма по проекту Василия Косякова бесспорна. Вернуть оригинальные рисунки современным реставраторам помогают фотографии знаменитого Карла Буллы, который в день открытия подробно снял богатое убранство.
«Есть моменты сложные — у нас, например, есть фрагменты живописи, святых, которые не вошли ни в одну фотографию Буллы, и там начинаются спорные вопросы, мы видим, что там фрагмент митрополичьих одежд, но их там сотни, поэтому здесь вопрос уже к епархиальной комиссии, кого нам изобразить», — пояснил художник-реставратор Андрей Чувин.

Свой труд специалисты сравнивают с лечением тяжелой болезни. Впереди много сложностей, и несмотря на это мастера прогнозируют очевидно успешный результат. Завершить все работы мастера планируют уже в 2027 году.