Молитвы, обращённые к Ксении Блаженной. 6 февраля — День памяти святой, одной из самых почитаемых и любимых в Петербурге. По традиции, на Смоленском кладбище прошла божественная литургия, её возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. На службе присутствовал губернатор Александр Беглов. В этот день к часовне с мощами Святой Ксении приходят тысячи людей. Впрочем, и в любой другой день там всегда многолюдно. Ксеньюшка — так с любовью, как родного человека, называют святую верующие. Ещё при жизни она заслужила народную любовь, спустя два века после смерти не вознеслась на недосягаемую высоту, а осталась близкой, всепонимающей и незримо протягивающей руку каждому, кто просит её о помощи. Удивительной была её жизнь земная и такой удивительная стала жизнь небесная.

Человека, который не слышал о Ксении Блаженной, в Петербурге найти сложно. Тем более жителя Васильевского острова, который не указал бы дорогу к часовне на Смоленском кладбище. Ежедневно туда приходят сотни людей. Многие с цветами.

«Цветочки для Ксеньюшки. Это моя самая любимая святая, в её городе живу и она очень помогает много», — сказала Елена Кабачкова, жительница Санкт-Петербурга.

Паломники со всей страны готовы часами стоять — и в снег, и в дождь, чтобы только поклониться мощам блаженной Ксении.

«Минут 30, нет, час. Час стоим, где-то так. Всё нормально, всё хорошо. Такое дело — хотим постоять», — сказала Нина, жительница Санкт-Петербурга.

«Она защищала и помогала народу, людям нашего города в тяжёлые времена. И к ней мы обращаем свои чаяния, надежды. Веруем», — сказал Сергей Кириков, житель Санкт-Петербурга.

Ей возносят молитвы и пишут письма. А ещё обязательно соблюдают особый ритуал.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«В своё время подруга рассказала о том, что три раза вокруг часовни надо обойти, загадать желание, что Ксеньюшка поможет. У меня есть два сына, были преждевременные роды и даигнозы были неутешительные. Им сейчас 19 лет, два отличных мальчишки», — рассказала Кристина Павловская, жительница Санкт-Петербурга.

«В 1998 году, когда я ещё была подростком, я очень хотела, чтобы «Зенит» победил «Спартак». В игре это было невозможно. Мне было 13 лет, и мы с мамой приехали сюда, я попросила об этом. И «Зенит» выиграл, и все были в шоке, я помню тогда. И с тех пор я сюда езжу», — сказала Елена Шестопалова, жительница Санкт-Петербурга.

Вот уже больше двух веков Ксению почитают верующие. О ней жители города не забывали и в советские годы. Даже тогда, когда двери часовни были закрыты, и вместо молитв был слышен только стук молотка — в одно время здесь работала мастерская по ремонту обуви, потом был и склад горюче-смазочных материалов, когда не было возможно прикоснуться к мощам Блаженной Ксении, тогда и появилась эта традиция — вместо поклона прислониться к каждой стене часовни.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

За последней надеждой приходил сюда и блокадный Ленинград. Изможденные и голодные, из последних сил, ленинградцы просили о хлебе, о здравии детей и мужей, ушедших на фронт. В Музее истории религии, где словно в большой коммуналке, уживаются китайский будда, иудейские торы и христианские реликвии, хранятся свидетельства этой народной любви к заступнице Ксении.

В зале, посвященном атеистическому прошлому нашей страны, рядом с Гагариным, который радостно сообщает, что Бога нет, икона Блаженной Ксении. Под ней записки, которые, несмотря на то, что религия в XX веке была под запретом, люди всё равно продолжали писать. Просили о здоровье, об удачном замужестве, жилье и даже о хороших оценках. Судя по ошибкам в письме, школьница Люда очень хотела учиться на пятерки.

А это уникальные фрагменты штукатурки первой часовни, которая появилась на Смоленском кладбище ещё в XIX веке. Раньше свернутые бумажки прятали в щелях стен, а когда местах не хватало, писали прямо на фасадах.

«Прихожане или просящие милости Ксении Блаженной писали свои записочки, что помоги молящемуся, помоги в суде. И вот это фрагмент той штукатурки, которую сбили, попал к нам. Естественно, это редкие и уникальные экспонаты. Вот тут более чётко написано, хотя фрагментарно, но видно: «Ксения, помоги»», — рассказала Светлана Николаева, заведующая отделом православия, хранитель фонда графики Музея истории религии.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

О жизни Ксении мало что известно. Дворянского происхождения, вышла замуж за придворного певчего в звании полковника Андрея Петрова. С супругом, как бы сейчас сказали, жила душа в душу. Их дом находился на ныне Лахтинской улице, где сегодня возвышается храм во имя Святой Блаженной Ксении. А тогда, в XVIII веке, это улица Андрея Петрова.

«В том то и дело, что она называлась Андрея Петрова или Петрова. Это является главной зацепкой. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что здесь находился дом, который принадлежал её супругу. Это был точно не центр города, это была окраина. Естественно, это были дома, естественно, при них могли быть и участки приусадебные», — сказал Роман Соколов, проректор РГПУ имени А. И. Герцена, доктор исторических наук.

Ещё при жизни блаженную Ксению почитали как святую. Была она чудаковатой или, как тогда говорили, юродивой. Раздала всё имущество. Сама скиталась, носила мундир мужа. А когда тот истлел, облачилась в лохмотья в цвет камзола — зелёно-красные. Ещё называла себя Андреем Федоровичем. Ксения хотела отмолить супруга. Он скончался скоропостижно, не успев причаститься. Ксении было всего 26 лет.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«И если ты перед смертью не успел покаяться, то это серьезно. Много грехов накопилось, которые ты не исповедовал и не очистил себя. Именно из-за этого, как говорит житие, Ксения взяла на себя подвиг юродства, чтобы этим подвигом замолить грехи мужа, которые он не успел исповедовать», — пояснила Светлана Клименко.

Жители Петербурга быстро поняли, что «Андрей Федорович» ой как не проста!

«Стали замечать, если она подойдет к какой-то лавке и возьмет пирожок, то лавочник за весь день получит большую выручку, если проедет на повозке, то тоже будет выручка у кучера», — сказала Светлана Клименко.

А когда строился храм на Смоленском кладбище, каменщики стали замечать, что кто-то носит им кирпичи. Подкараулив, выяснили — это скиталица Ксения.

«Она по ночам тайно старалась скрыть от всех свои труды, собирала кирпичики, и поднимала на высоту колокольни для строителей, чтобы сделать более легким их труд», — сказал Евгений Шогенов, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове.

Помогала при жизни и не оставила страждущих и после своей смерти. Её причислили к лику святых в 1988 году. Из народной памяти Ксеньюшка никогда не уходила, всегда оставаясь близкой и отзывчивой к чужой беде.