Научный взгляд на шедевры Карла Брюллова, Ивана Айвазовского и Фёдора Бруни. Совместный проект запустили ИТМО и Русский музей. Десять учёных, в том числе вулканолог, океанолог, эколог и химик, разобрали знаковые произведения искусства.

Эпическая катастрофа Древнего мира вдохновляла предков, картина Карла Брюллова завораживает современников. Для петербургского научпопа «Последний день Помпеи» – начало новой главы.

«На картине есть птица, которая упала и трепещется здесь на камнях мостовой. И на нее смотрит малыш, которого мама держит на руках. И в общем – это такое точное наблюдение. Брюллов действительно использовал научные факты, что птицы оказались на земле», отметила заведующая отделом по работе с молодежной аудиторией службы российский центр музейной педагогики и творческих инициатив Русского музея Анна Пейчева.

Что натворил огнедышащий Везувий, живописец показал крайне достоверно. Ученые рассказывают подробности катаклизма. Мог ли случиться дождь из птиц? Какие камни падали с неба? И насколько костюмы беспомощных горожан соответствуют римской моде?

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Это световое пятно, это чувство катастрофы, которая падает на нас сверху, оно не может не привлекать лично мое внимание. Оно меня пугает, потому что кажется, что эти куски, эти обломки – они могут прямо на меня упасть», – поделилась автор комикса, выпускница Университета ИТМО Александра Душкина.

Злоключения жителей Помпей Александру так впечатлили, что она дала волю фантазии. После огня античной катастрофы героев своего комикса остудила в бушующих пучинах Айвазовского.

«Они начинают видеть обломки, проплывает корова – это интересно. Самый интересный факт то, что в картине Айвазовского в волне действительно есть корова. Они разбираются здесь. Почему вода различается по цвету, это объясняется в лонгриде нашего проекта», – рассказала Александра Душкина.

В больших статьях на сайте сотрудники ИТМО подробней говорят и о плавающих парнокопытных и беспристрастно исследуют библейские сюжеты.

«Райские летающие змеи отталкиваются от ветви, становятся в сечении треугольными и могут планировать по ветру до 24 метров», – рассказала специалист по биоразнообразию, старший преподаватель факультета экотехнологий Университета ИТМО Ирина Тимофеева.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В таком количестве над Синайским полуостровом змеи летали едва ли. Но волей художника одного из несчастных иудеев атакует пресмыкающиеся и вовсе с другого континента.

«Если мы посмотрим на змею, которая обвивает ногу мужчины в агонии, с таким пурпурным носом, то это напоминает краснобрюхого черного аспида. Австралийская змея, которая на самом деле не представляет большой угрозы для человека», – объяснила Ирина Тимофеева.

Статьи и комиксы – плод работы научных коммуникаторов ИТМО. Два года магистратуры они учатся просвещать развлекая.

«Чтобы начать видеть эти скрытые слои, научный коммуникатор погружается в разные дисциплины. Их учат не просто рассказывать истории, писать интересные тексты, работать с научными статьями, работать с учеными, их в целом учат смотреть на мир по-другому, показывают, как устроен академический мир, как ученые взаимодействуют между собой», – объяснила директор Центра научной коммуникации ИТМО, руководитель проекта «Научный Петербург» Дарья Денисова.

В проекте работали физики, историки, химики, художники, биологи. Сотрудники Русского Музея эксперимент признали удачным и предлагают коллегам поистине непростой вызов – исследовать одну из самых сложных картин в мировом искусстве «Черный Квадрат».