Сегодня — 165 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. Как отметил губернатор Александр Беглов, в плеяде гениев, которых дала Россия, его имя – одно из самых известных. Его творчество пронизано личной свободой, стремлением постигнуть противоречивый внутренний мир человека. В честь юбилея классика в городе запланирована большая культурная программа.
Освободиться от штампов и пойти против «условий сцены». В пьесе «Чайка», которую позже искусствоведы назовут революционной, Антон Павлович Чехов искал новые формы, как собственно и его герой Треплев. И, по мнению историков, в некотором смысле писатель был даже готов к неприятию такого новаторства.
«Приятие или неприятие новых форм связано с определенного рода катастрофой. Перемена эстетики, перемена в новых веяниях театра связано с катастрофой», — подчеркнул доктор искусствоведения, заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров.
«Катастрофа на сцене Александринского это нисколько не преувеличение. Антон Павлович лично присутствовал на премьере. «Публика обернулась для меня Лернейской гидрой, шипела и готова была поглотить», — позже писал Чехов своему другу Немировичу-Данченко. Газеты уже на следующее утро пестрели разгромными заголовками», — отметила Галина Новикова.
«Там было написано «комедия» и Александр Рафаилович Кугель, тогда он был рецензентом петербургской газеты, очень язвительно написал: «ничего себе комедия, где герой дважды стреляется, и один раз успешно»», — рассказал доктор искусствоведения, заместитель художественного руководителя Александринского театра Александр Чепуров.

Уже через два года премьерная постановка Станиславского в Московском художественном театре имела оглушительный успех. Текст скорректировали драматурги — друзья Чехова, буквально по зрительским реакциям. Среди многочисленных одноактных пьес, написанных рукою писателя, в фонде «Русская драма» Петербургской театральной библиотеки, сценические экземпляры «Чайки». В них несколько слоев пометок, по которым можно подробно проследить за процессом работы над спектаклем.
«Какие-то пометы они внесли прямо в ночь после того, как состоялся этот провал. Ни в коем случае они не добивались никакого облегчения. Это наоборот было сделано с той точки зрения, чтобы публика так остро не реагировала на этические вещи», — пояснила заведующая сектором редкой книги отдела редкой книги, рукописных, архивных и изобразительных материалов Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки Вера Харламова.
Среди главных гонителей новаторских идей Чехова в драматургии были как ни странно и журналисты из близкого окружения писателя. Впрочем критику приходилось выслушивать даже от друзей и коллег по творческому цеху. Так однажды при встрече с Львом Толстым в Крыму великий русский романист нелестно отозвался о творчестве Чехова.

«В одной из встреч с Чеховым в Крыму он замечает Чехову: «Антон Павлович, вы знаете, я терпеть не могу Шекспира, но ведь ваши пьесы еще хуже. Если Шекспир берет своего героя за шиворот и ведет к намеченной цели, то куда с вашими можно отойти от дивана, на котором они лежат, до чулана и обратно. Отсутствие внешнего действия на сцене, которое очень раздражало Толстого, мы сейчас называем одной из черт новаторства Чеховской драматургии», — рассказал заведующий отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля «Дом-музей А.П. Чехова» Эрнест Орлов.
Свои произведения Антон Павлович Чехов задумывал как некий протест общепринятым тогда театральным убеждениям, пытаясь доказать, что и комедия может быть высокого жанра.
Непонятый современниками он продолжал ставить эксперименты на сцене, но по-настоящему востребованным он становится только наше время. «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», а еще «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Каштанка» — их любят, знают, цитируя строки наизусть, а спектакли по ним проходят с аншлагом по всему миру.