Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский дал интервью ведущему программы «Пульс города» Юрию Зинчуку. Он рассказал о значении главного российского музея для мировой культуры, выставочных проектах, результатах работы реставраторов и многом другом.
Так, Михаил Пиотровский рассказал о встрече с президентом Владимиром Путиным, который в декабре посетил Эрмитаж, вручив генеральному директору музея орден «За заслуги перед Отечеством» I степени. В Эрмитаже глава государства ознакомился с результатами работы реставраторов.
«Эти реставрационные работы показывают и уровень музея, и это всегда новые открытия, это всегда некие политические тоже коннотации. Наши реставраторы реставрировали Венеру Таврическую и определили, что она эллинистическая, а не римского времени, три века до нашей эры — совсем другое. Этого никто особо не знает. А при этом, чтоб её получить, известно, что Пётр что-то обещал папе римскому. Последние исследования показывают, что обещал дать дорогу католическим миссионерам в Китай», — отметил Михаил Пиотровский.
Генеральный директор главного музея страны также рассказал об активной выставочной и исследовательской деятельности Эрмитажа. Так, в минувшем году было организовано несколько десятков выставок, археологических экспедиций, музей работает над множеством книг и фильмов. Эрмитаж развивает присутствие и за рубежом.
«Придумали новые способы, запасные галереи, обмены даже не выставками, а залами. У нас есть зал Омана в Эрмитаже, зал Эрмитажа в Омане. С Арменией тоже есть контакты. Эрмитаж действительно – символ России. Когда Россию любят, то говорят: ой, какая хорошая Россия, представленная в Эрмитаже. А когда Россию не любят, говорят: вот этот Эрмитаж с императорами, вот – типичная Россия. Поэтому, мы все равно – один из главных символов России, как бы это кому ни нравилось. Ни там, ни тут», – особо отметил Михаил Пиотровский.
Также Михаил Пиотровский рассказал о том, что в тех условиях, которые сейчас сложились в мире, Эрмитаж старается совмещать открытость музея и суверенность.
«Вот у нас выставка Каспара Давида Фридриха — величайший германский художник. Сейчас празднуют его 250-летие, везде громадные вывески, но все причитают, что нет картины из России, потому что лучшая коллекция за пределами Германии — в России. Потому что когда Фридриха никто не покупал в мире, его покупали русские. Какие русские? Николай I, Жуковский, Александра Фёдоровна, русская знать. У нас прекрасная коллекция. Он хорошо содержался, его поддерживал Николай I. То есть Россия приняла участие в развитии европейской культуры. Потрясающая совершенно история. Мы эту выставку сделали благодаря всем средствам связи. Её тоже все видят. Вот оно, оно своё, наше, Фридрих и Россия, и оно для всего мира», — рассказал Михаил Пиотровский.
По мнению генерального директора Эрмитажа, очень важно, чтобы люди больше видели, писали про выставки, но для этого нужно иногда какую-нибудь небольшую провокацию сделать, чтобы общественность «зашевелилась».
«Я думаю, как раз Фридрих это то, что ждали и у нас, и в мире. Такие вещи мы ищем, ищем как сочетать открытость, суверенность и гордость», — заключил Михаил Пиотровский.
В интервью речь шла и о будущем здания Биржи. Михаил Пиотровский рассказал об идее увековечить в главном зале Биржи память Александра Невского.
«Мы обсуждаем это с правительством, с Татьяной Голиковой, ей идея эта очень близка. Президент идею поддержал. Он тоже будет контролировать. Президент вырос в Петербурге, частично в Эрмитаже, и он знает, что такое хороший вкус», — отметил Михаил Пиотровский.
А ещё гендиректор Эрмитажа рассказал, как стоит относиться к трудностям. Он подчеркнул, что в преодолении трудностей нужно находить удовольствие. В качестве примера такого преодоления Михаил Пиотровский привёл историю создания книги «Культура как скандал».
Михаил Пиотровский написал эту книгу вместе с английской журналисткой Джеральдин Норман. Произведение рассматривает историю Эрмитажа через скандалы, которые создавались вокруг — правильные и неправильные.
«Мы ее написали для Англии, подготовили для Англии. Книжка готова, цена назначена, в каком магазине продается. Украина: «Знаете ребята, книжку вашу издавать не будем, до свидания». Я впервые ощутил то, что многие ощущали, когда книгу запрещают», — рассказал Михаил Пиотровский.
Книгу издали сначала на русском языке, а затем она была издана на английском языке в другом издательстве.
«Вот так надо жить. Нужно работать и находить удовольствие в преодолении трудностей», — резюмировал Михаил Пиотровский.
Также глава Эрмитажа ответил на вопрос о том, что музей сделал в прошлом году и что хотел этим сообщить миру и себе.
«Что мы хотим сказать миру и себе? Как мы должны себя вести сейчас в мире, когда ситуация вся изменилась, прежняя такая раскрытость не годится. Закрытость тоже не годится, мы задохнемся. Как это совместить? Мы стараемся это делать. У нас есть опыт блокады. Делать вещи, которые там будут видны и которые тебе нужны для твоего духа. Мы стараемся и выставками, постоянными экспозициями определить несколько вещей. У нас есть некоторые ежедневные задачи. Мы помогаем югу России, у нас стажируются ребята из музеев, мы бьемся за то, чтобы восстановить мозаики в Мариуполе. Есть такие задачи, прямо связанные с сегодняшним днем. И события к празднованию 80-летия Победы», – рассказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Есть и ещё одна важнейшая задача, стоящая перед музеем – воспитание гордости своей страной и своей историей.
«Нет лучше воспитателя патриотизма, чем галерея 12 года. И мы ее используем на всю катушку, мы только что отмечали День изгнания неприятеля из пределов Отечества. Это знаменитый Манифест Александра I, когда конец войны 12 года. Перед этим мы вручали генералам гвардии погоны генеральские. И мы много таких церемоний устраиваем», – отметил Михаил Пиотровский.
Кроме того, Эрмитаж воспитывает хороший вкус, подчеркнул генеральный директор музея.
«Это такое понятие вроде бы отвлеченное и не имеющее отношения к делу, а на самом деле люди, у которых хороший вкус – это не значит, что они не совершат преступлений. Но у их поступков есть тормоза. Культура – это такие тормоза. Эрмитаж, Зимний дворец – это такой образец вкуса. Это русский вкус. Считается, что русский вкус – это немножко больше золота чем обычно. Это есть, но умеренно. Весь Петербург – он такой. Он мощный, он очень гордый. И в то же время, он в каких-то рамках. Он элегантный», – подчеркнул Михаил Пиотровский.
Михаил Пиотровский — арабист. Однажды он прошёл 250 километров по пустыне, чтобы изучить древний торговый путь Южной Аравии.
«Йеменская экспедиция. У нас было много разных направлений работы, я изучал торговые пути. Вся жизнь южной Аравии строилась на торговле, потому что везли через неё на север, это был торговый путь. Кто ходит по этому пути? Вот там надписи «Петя, Федя, были здесь». Да, смешно. Но этих «Петя, Федя» триста, и я определяю, что вот это были Петя, Федя из одного региона. А дальше я изучаю, когда пришли арабские племена. Вот по именам я определяю, что когда они появились, да, по этим мелочам всё собирается, по большим данным, и ты создаёшь картину древней истории, древнего Йемена. Это такая романтика чисто научная. Должен пешком проходить те дороги, о которых ты пишешь, ты должен смотреть близко те вещи, о которых ты пишешь», — рассказал Михаил Пиотровский.