32 полета за 20 часов с грузом на борту и без вмешательства человека. Петербургские инженеры победили на конкурсе «Аэрологистика». Как подчеркнул губернатор Александр Беглов, развитие беспилотных авиационных систем – один из главных технологических вызовов современности. Своей победой команда из Северной столицы продемонстрировала, что нашему городу принадлежит лидерство в этой сфере. Петербург продолжит поддерживать талантливых исследователей и изобретателей.
У этого беспилотника нет конкурентов ни на конкурсе, ни на рынке. Петербургская команда «Радар ммс» запускала свой вертолет и днем, и ночью, и в жару, и стужу, и в дождь, и в снег, и при сильном ветре. Маршрут усложняли встречными коптерами, машина успешно их облетала. Место назначения меняли прямо в процессе доставки груза, а размер посадочной площадки ограничили квадратом 10 на 10 метров. Все эти задачи беспилотник решал сам, без помощи оператора. По условиям конкурса, участники команды могли только подвесить груз, нажать кнопку запуска и поменять топливо.
«Сначала, когда мы смотрели на конкурсные задания, наши инженеры рвали на себе волосы и говорили, что это невозможно, что это все ерунда, кто это придумал. А в конечном итоге, то, о чем я рассказал, нажатие кнопки и он дальше пошел выполнять работу, нам позволило уже сейчас спланировать отказ от внешнего пилота, то есть это сокращение заработной платы, оптимизация расходов, повышение экономической эффективности проекта в таких же логистических маршрутах, то есть мы сможем оптимизировать количество персонала на точках посадки», — отметил заместитель директора научно-производственного комплекса по разработке беспилотных авиационных и морских систем компании НПП «Радар ммс» Евгений Сиваев.
Петербургские беспилотники доставляют грузы весом до 100 килограммов. Туда, где обычно нет дорог, взлетно-посадочных полос и прочей инфраструктуры. А также могут нести на себе специальный блок для зондирования поверхности земли. Это не только всевозможный обмер пространства, но и, к примеру, поиск людей в глухом лесу. У беспилотного вертолета хитрая система навигации. Сбить его с курса почти невозможно.
«Здесь стоит оптикоэлектронный гироскоп. Лазерный, оптический. Это позволяет ему быть устойчивым к внешним электромагнитным воздействиям. Соответственно, любое электромагнитное внешнее воздействие не способно ввести в заблуждение бортовые электронные системы. Соответственно, он всегда сохранит курс. Даже в случае воздействия устройства РЭБ», — сказал ведущий инженер-схемотехник компании НПП «Радар ммс» Дмитрий Рябов.
Эта техника способна совершить логистическую революцию. И определить стандарт для машин доставки товаров по воздуху. Сначала в отдаленные населенные пункты, а потом и в мегаполисах.
«О пицце мы тоже думаем, и мы в следующем году хотим осуществлять доставку в поселок Солнечное на пляж. Я не знаю, получится у нас такой пилот или не успеем. Ну, очень хочется. Мы видели, как это реализовано в Китае, реально заказывали еду, и нам ее привозил беспилотник, мы ее получали из почтамата. Классно», — добавил заместитель директора научно-производственного комплекса по разработке беспилотных авиационных и морских систем компании НПП «Радар ммс» Евгений Сиваев.
В случае успеха первые воздушные доставщики полетят над водой — над Финским заливом. От терминала загрузки — скажем, на Васильевском острове или в Кронштадте — до терминала выдачи на главном городском пляже. Падение робота практически исключено. Даже при отказе двигателя заложенные разработчиками конструктивные особенности позволяют мягко посадить беспилотник.
«При отказе двигателя и изменении угла лопастей можно выставить такой режим, при котором можно совершить безопасную посадку. Не растерять энергию несущего винта, добавить шаг. Появится подъемная сила и можно сделать условно мягкую посадку. Соответственно, у нас если несущий винт не теряет энергию при снижении, мы можем ее использовать для снижения вертикальной скорости», — сказал заместитель начальника отдела комплексной проверки и гарантийного обслуживания компании НПП «Радар ммс» Дмитрий Гурдецкий.
В компании уже разработаны порты, которые не только принимают беспилотники на посадку, но и обслуживают автономно. Курсируя между такими терминалами, вертолет может выполнять задачи без остановки неделями. Возможности новой техники уже оценил губернатор Александр Беглов. Он поздравил команду с безоговорочной победой и заявил, что город продолжит поддерживать талантливых исследователей и изобретателей.