В Мариинском – зелёная премьера. Сегодня на нескольких площадках театра в Петербурге представили новогодние деревья – как предметы искусства. В этом году искусствоведы проекта «Елки России» создали новую концепцию, объединяющую местные художественные традиции и историю семей русских композиторов и других выдающихся деятелей культуры. Например, на исторической сцене — ель «Русский балет», лейтмотивом украшения которой стала биография Сергея Дягилева.

Персонажи легендарных балетов начала XX века снова во всем блеске. На этот раз в виде украшений на новогодней ёлке, посвящённой уникальному явлению в мировой культуре — Русским cезонам в Париже. Авторы эксклюзивной коллекции игрушек вдохновлялись эскизами Льва Бакста. Придуманные им театральные костюмы не только восхищали зрителей, но и повлияли на всю мировую моду.

«Мы хотим обратить внимание на вот эти исторические вехи в истории театра, чтобы это не забывалось. Очень долгие споры, бдения для того, чтобы выбрать персонажей. Для того, чтобы выбрать масштаб, формат», – отметила декоратор проекта «Елки России» Наталья Лазарева.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

А новогодняя ель в зале Рахманинова украшена цветами. Именно розы и пионы, по мнению декораторов, росли в усадьбе Ивановка, где жил и творил великий русский музыкант. Впервые за четыре года существования проекта «Елки России», решено прибегнуть к украшениям в виде фоторамок. В них разместили снимки из семейного альбома Рахманиновых, предоставленные Центральным госархивом кинофотодокументов. Такие, говорят кураторы проекта, в интернете не найти.

«Вот маленький Рахманинов. Это бабушка Рахманинова. Здесь вот что интересно – это родовой герб семьи Рахманиновых, который тоже находится в архивах. Также где он дочерьми и на последней фотографии, где он уже с внучкой. То есть такая теплая домашняя атмосфера», – отметила соавтор и куратор проекта «Елки России» Бэла Сметанина.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Елка, установленная в фойе Новой сцены, посвящена балету «Жар-птица» Игоря Стравинского, с которого началась мировая слава композитора. Это был заказ Дягилева для Русских сезонов. Спектакль и сегодня в репертуаре Мариинки. Главные персонажи на елке — пылающие жар-птицы, инкрустированные каменьями. Около сотни игрушек вручную изготовила мастер Юлия Балта.

«Павлины были вообще белые изначально, были выкрашены в золотой цвет. Таким цветом расписывают иконы. Я отталкивалась от этого, чтобы цвет был натуральное золото. Хотелось, конечно, перьев. Но перья все рыжие, а нам нужно золото. Я красила перья вручную», – рассказала мастер изделий ручной работы Юлия Балта.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Белые лебеди, пуанты и бархатные шары для елки на исторический сцене выполнены тем же мастером. Лейтмотив украшения — биография самого Дягилева. Дизайн дополняют тончайшие изделия императорского фарфорового завода. К наряду красавицы приложили руку и специалисты Петебургского госуниверситета, выпускником которого, кстати, и был великий импресарио. Изюминка декора — сканы уникального гербария. Дягиль, который цвел во время Русских сезонов в Париже, был засушен аж в начале XX века.

«Сергей Павлович Дягилев действительно гордился происхождением своей фамилии. От растения дягиля, которое он носил на своих запонках и неоднократно, особенно иностранцам, объяснял происхождение своей исконно русской фамилии. В Петербургском университете, в гербарии, есть образцы растений, которые были собраны еще в петровское время. С них были сделаны качественные сканы в высоком разрешении», – рассказала заведующая музеем современных искусств имени С.П. Дягилева СПбГУ Екатерина Станюкович-Денисова.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Через главное украшение новогоднего праздника организаторы проекта решили напомнить о великих деятелях культуры, которым в свое время рукоплескал весь мир. В своей концепции искусствоведы объединяют местные художественные промыслы и историю семей русских композиторов, и это новый взгляд на национальное наследие. Традиционно «Елки России» становятся самыми фотографируемыми объектами в дни праздников.