Цифровые технологии – на страже чистоты. Контроль за уборкой петербургских улиц теперь ведут и в онлайн-режиме. В этом сотрудникам ГАТИ помогают видеокамеры «Безопасный город». Кроме того, специальными датчиками оборудованы спецмашины.
Главный специалист одного из отделов ГАТИ – ещё и уличный фотограф – гуляет по самым живописным местам Северной столицы. Сегодня променад возле Исаакиевского собора. Но в объектив попадает вовсе не шедевр Огюста Монферрана, а лужи и осенние листья на обочине. Это входит в должностные обязанности: фиксировать на фото, как убирают улицы Северной столицы.
«Инспекции проходят ежедневно. Без нарушений не бывает. На тех или иных участках постоянно выявляются. В настоящий момент не штрафуем. Это направлено всё на взаимодействие и скорейшее приведение в порядок улично-дорожной сети в надлежащее состояние. И чистота ежедневная», – подчеркнул главный специалист отдела контроля центральных районов Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга Николай Иванов.
Новая оранжевая спецтехника ждёт, когда город на Неве побелеет от снега. Ковши наготове, но пока главное оружие в битве за чистоту улиц мегаполиса – щётки. Инспекторы ГАТИ идут буквально по следам уборочных машин и фиксируют все нарушения. Но в ногах, если верить поговорке, правды нет. И на помощь проверяющим спешит новый цифровой комплекс.
7 тысяч камер системы «Безопасный город» в четырёх центральных районах Петербурга недавно начали фиксировать результаты уборки. Как только в объективе появляется, например, трактор с опущенной работающей щёткой, алгоритм следующий: сделать фото, затем автоматически отмотать видеопоток на полчаса назад, чтобы в итоге получить два снимка: «до» и «после».
«К нам поступают эти события уже с разницей в 30-40 минут, и операторы отсматривают эти события, выявляют возможные нарушения. Если нарушения есть, такие события отправляются ответственным за содержание территории для устранения этих нарушений. Ответственный за содержание данной территории должен устранить замечания в течение четырёх часов», – рассказала ведущий специалист отдела внедрения сквозных технологий Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга Анна Сёмина.
Современные спецавтомобили – на то и современные, чтобы включать в себя все функции XXI века. Например, эта уборочная машина – не только щётки и ковши, но, главное, датчики.
Они отслеживают не только местоположение автомобиля, но и режим, в котором он передвигается: выполняет ли задание, или едет вхолостую. К надзору ГАТИ в автоколоннах, кстати, относятся с пониманием и даже приветствуют.
Так, например, предприятие, отвечающее за уборку центральных районов Северной столицы, на все 700 единиц зимней уборочной техники ранее установило подобные датчики. Но и их иногда недостаточно. И фотофиксация необходима.
«У нас водители – тоже очень талантливые ребята. Многие умеют надевать, что называется, «шапочку из фольги» на эту систему, которая позволяет сбивать сигнал и прочее. А тут понимают, что есть ещё дополнительный контур контроля – визуальный, на который они никак повлиять абсолютно не могут», – подчеркнул директор СПб ГБУ «Центральное управление региональных дорог и благоустройства» Егор Пащенко.
Следующий шаг разработчиков системы – внедрение в неё машинного обучения, чтобы искусственный интеллект автоматически определял факты некачественной уборки улиц и сообщал об этом специалистам административно-технической инспекции. Но для начала комплекс должен хорошо проявить себя зимой – в самые снежные дни и ночи.