Музей Академии художеств представляет новый масштабный выставочный проект с уникальным форматом – «Репин. Детали». На выставке будут сопоставлены предметы декоративно-прикладного искусства, костюма и быта из собрания Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» и живописные произведения И. Е. Репина из российских музейных собраний, что позволит продемонстрировать зрителю творческую «кухню» великого русского художника. Задача выставки, фокусируясь на отдельных деталях, рассказать о тщательной и кропотливой подготовке И. Е. Репина к работе над различными живописными произведениями.

Многочисленные исследования творчества И. Е. Репина, эпистолярное наследие художника и воспоминания о нем свидетельствуют о скрупулезной подготовке художника к написанию картин в различных жанрах. И. Е. Репин изучал историческую литературу, консультировался с историками, этнографами, подготавливал и собирал предметы быта и костюма для персонажей будущей картины. Часть такого материала сохранилась в собрании Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты». Задача выставки – рассказать об этой кропотливой подготовке И. Е. Репина к работе над различными живописными произведениями. К таким предметам относятся, например, свита («кобеняк с видлогою» — верхняя одежда запорожцев), торбан (бандура), фитильное ружье, изображенные на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и расписанные от руки самим художником сапоги, которые мы видим на живописном полотне «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1881 года».

Изучение предметов, изображенных на картинах Репина и находящихся в настоящий момент в собрании Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты», помогает также и в уточнении атрибуции некоторых произведений. Например, ваза работы Михаила Врубеля, изображенная на портрете Н. Б. Нордман (собрание НИМ РАХ), позволила установить, что портрет написан не в Италии, а в Пенатах. В свою очередь, история создания картин Репина дает уникальную возможность установить происхождение и самих вещей.

Например, мавританский стул, хранящийся в собрании «Пенатов», изображен на картине «Негритянка», исполненной художником во время пенсионерской поездки в Париже. Это свидетельствует о том, что стул был привезен из Франции и бережно сохранялся художником на протяжении всей жизни. Стул является образцом европейского кустарного производства в мавританском стиле, получившем широкое распространение во второй половине XIX столетия. Любимые рембрандтовские береты можно видеть не только на фотографиях с Репиным и в собрании музея-усадьбы «Пенаты», но и на портрете Н. Б. Нордман (собрание Новгородского музея-заповедника).

Сохранились в собрании музея-усадьбы скатерти, плахты (национальные женские юбки), шапочка ручной работы с вышивкой, рыцарские доспехи, драпировки, которые также можно видеть на картинах и этюдах Репина. В экспозиции «Пенатов» находится знаменитое кресло с красной бархатной обивкой, которое изображено на многих репинских портретах (Портреты М. Андреевой, П. Самойлова, В. Бехтерева и др.). Сопоставление этих предметов, многие из которых имеют интересную историю создания, бытования и поступления в музей, и их изображений на живописных полотнах мастера является основной задачей выставки и одним из принципов художественного показа, что, несомненно, вызовет новый зрительский интерес к работам И. Е. Репина в год празднования его 180-летия.

Выставка пройдет с 29 ноября по 29 марта.