Архитектурные памятники на выданье. Можно сказать и так. В Петербурге на этой неделе обсуждали план спасения памятников деревянного зодчества. Их в черте города около 300.
На специально организованной конференции КГИОП представил не меньше двух десятков адресов, которым нужно найти инвестора. Бизнес, конечно, считает риски. Не торопится. И тем не менее, примеры удачного приспособления деревянных зданий есть. Где-то деньги вложили предприниматели, какие-то памятники город возродил за бюджетные средства. И самое главное, что эти милые деревянным дачам, особнячкам и домам с мезонинами не просто вернули прежний облик, а наполнили их содержанием.
На официальном языке — приспособили к современным нуждам.
На Большой Пушкарской среди каменной застройки Петроградской стороны двухэтажный дом с ярко-красной крышей, граненым эркером и башней кажется пришельцем с другой планеты. Особняк построен для семьи немецкого врача Добберт в XIX веке, сегодня он будто напоминает о другом Петербурге — деревянном.
«В эпоху модерна был перестроен, но стиль ганзейской готики. Видите, деревянный фахверк, имитация фахверка. Но видимо немецкая семья хотела жить в немецком доме в русском городе. Поэтому их максимально относило это, в стиле немецких домов-шале, каких-то загородных вилл», – рассказал преподаватель Академии танца Бориса Эйфмана Сергей Лалетин.
После революции здесь размещался детский сад предприятия «Светоч». Затем годы забвения. Особняк едва ли не погиб, пока Академия танца Бориса Эйфмана не вдохнула в него новую жизнь. Теперь здесь музей. Пуанты и бальные костюмы, кажется идеально дополняют подлинные интерьеры. Сохранены остатки метлахской плитки, отреставрирован и встроенный шкаф-библиотека, а еще воссоздан рисунок обоев — в точности по технологии тех лет.
«Эти замечательные линкрустовые обои, которые были у Федора Добберта, были утрачены. Но за деревянными притолоками дверных косяков реставраторы нашли маленькие кусочки подлинных линкрустовых обоев с этим уникальным рисунком. И это то восстановление по крупицам, которое удалось чудом сохранить», – рассказал преподаватель Академии танца Бориса Эйфмана Сергей Лалетин.
Ещё со времен Петра, который, как известно, тяготел к европейской архитектуре, новую столицу в основном строили из камня. Величественные дворцы и гранитные набережные. Но вот окраина тогда была деревянной. Простенький дом, никакого богатства декора или изысканности. В этом в конце XIX века жили рабочие «Невской заставы». Одну из комнат в 1894 году снимал Василий Шелгунов, к которому часто захаживал молодой студент Ульянов. Именно здесь под треск дров в печке и мерцание керосиновой лампы прозвучали первые революционные лозунги.
Эта причастность к вождю мирового пролетариата сыграла на руку и спасла от сноса. Вплоть до 65 года дом был жилым. После открыли музей «Невская застава». Не так давно здесь прошла реставрация. Пусть дедушка и не может стать юношей, говорят музейные хранители, но дом дышит, словно он живой.
«После проведения ремонта мы, конечно, строго следим за температурой, влажностью, чтобы не было протечек, как усаживается — чувствуется, что он живет. То есть мы уложили половицы, и через какое-то время они сошлись и разошлись. Но это нормальная история для деревянного здания», – отметил заместитель директора по научно-просветительской деятельности Музея «Невская застава» Николай Пыльцын.
А недалеко от станции метро «Площадь Мужества» среди скучных рядовых многоэтажек притаился ещё один удивительный особняк купца Бертлинга — управляющего петербургским филиалом компании «Зингер».
Резные ряды орнаментов, многоярусные веранды и 8-метровая шатровая башня, дачный домик скорее похож на русский терем из детских сказок. Но истории этот шедевр деревянного зодчества запомнился своим политическим прошлым. Именно здесь в конце октября 1917 года на тайном собрании революционеры во главе с Лениным, Сталиным и Троцким принимают решение о вооруженном восстании. И Уже спустя 9 дней, 7 ноября, Временное правительство свергнут и установят власть рабочих и крестьян.
Воспоминания о том событии хранит эта картина — уменьшенная копия той, которая хранится в фондах нашего музея. Здесь большевики конечно изображены в таком каноническом образе. А на самом деле они пробирались тайно. И Владимир Ильич Ленин тоже был замаскирован.