Теперь новости из цехов Обуховского завода. На этой неделе там начали отгрузку первой партии оборудования для «Метростроя Северной столицы»: четыре машины для быстрой облицовки тоннелей подземки бетонными плитами. Они будут работать в неразрывной связке с горнопроходческим щитом, пойдут сразу за ним, чтобы не допустить обрушения земляного слоя. Такая, казалось бы, узкоспециальная информация, но для города это означает следующее – у нас, в Петербурге, начали производить сложнейшее оборудование для строительства метро, полностью импортозамещенное, и этого в России больше не делает никто! Отдельный разговор про тоннелепроходческие щиты. Для наших метростроителей Обуховский завод уже собирает два таких комплекса. Сказать, что эта новость своевременная, не сказать ничего. Петербург успешно преодолел кризис в строительстве метро – об этом губернатор напомнил на встрече с лучшими сотрудниками транспортной отрасли. И сейчас наращивает объемы проходки тоннелей, готовится к введению в строй новых станций и линий. Так что единственному щиту с кротким женским именем «Надежда», который сейчас трудится под землей, очевидно, требуется подмога.
Тоннелепроходческий комплекс огромных размеров. На заводе так и сказали: Мы не можем вам его показать, он не помещается к нам в цех. Но для примера, если его разместить вот здесь, он перекроет почти весь Загородный проспект. А с учетом элементов управления протянется на несколько перекрестков. Тесновато. Но под землей перекрестков нет, и тесно ему там точно не будет.
Металл плавится, чтобы обрести новую жизнь. На заводе производят и машины для укладки тюбингов в будущих тоннелях. Они также серьезных размеров, но их хранят в разобранном виде, собирать будут уже на месте.
«Он берет бетонные блоки и делает своды. Другие монтажники их берут и крепят к этим сводам. Данные изделия катаются по путям, то есть идет сначала щит, потом идут тюбингоукладчики – как раз таки делают своды. Щит прошел метр – начинают укладывать сразу свод, чтоб обвала на было», – объяснил начальник участка гражданской продукции Обуховского завода Федор Кочеряев.
Эти машины выстилают тоннели подземки бетонными плитами. И в России аналогов не имеют. За смену могут укладывать кольцо шириной два метра.
Новый щит должен перейти в распоряжение «Метростроя» в феврале. Тянуть с его тестами, разумеется, не будут. Главное, доставить его под землю. Подготовка к погружению уже ведется.
«Мы его разбираем: режущий механизм – отдельно, остальное – отдельно. Мы его привозим, есть специально выкопанные вручную шахты. Мы по ним опускаем. И, что называется, с Богом, начнем. Ибо перспективы у нас огромны», – сказал исполняющий обязанности заместителя генерального директора – главный инженер АО «Метрострой Северной Столицы» Алексей Смирнов.
Долгое время свет в конце тоннеля прорубал зарубежный щит «Надежда». Он в два раза больше новых коллег по цеху, но был вынужден путешествовать между Петербургом и Москвой, помогая и там в строительстве подземки. Продукция Обуховского завода будет работать только в Петербурге.
«Мы должны отгрузить шесть комплектов тюбингоукладчиков и два проходческих щита. Первый проходческий щит у нас по контракту в марте. Это очень большой комплекс, как этот цех. Сейчас идет активная стадия сборки, потом начнется наладка оборудования, потом разборка и отгрузка», – сказал генеральный директор компании Обуховский завод Михаил Подвязников.
За месяц такой щит может проходить примерно 200 метров, это, если по прямой и без сильных наклонов. Эксперты считают, что теперь грунт – это не самое сложное при строительстве подземки. Современное оборудование готово копать, что называется, от рассвета и без обеда почти в любой среде. Направления, где будет трудиться оборудование петербургского завода, уже известно.
– Это Красносельская ветка, станции «Боровая», «Каретная». У нас большой перспективный проход. Там будет до пяти щитов задействовано.
Кстати, со временем новым щитам также могут придумать лирические названия. Но для этого им в начале нужно добиться успеха под землей – пока они будут просто комплексами 5,63 по диаметру режущего механизма. Но метростроители уверяют – важно не как назовут, важно за что запомнят.