Сегодня отмечают профессиональный праздник бойцы спецназа. Немногие знают, что в восьмидесятых в Ленинграде было создано уникальное подразделение. Те, кто начинал, сейчас уже ветераны. Но они по прежнему в строю. Ради этого создали ассоциацию «Резерв». Ведь школа, которую они прошли, с ними навсегда. Как и опыт. Который есть кому передать. Как все начиналось и почему бойцы специального назначения часто работали без оружия?

И в воде не тонуть, и в огне не гореть – перед Олимпиадой-80 формировали особые подразделения спецназа. Для этого нужны были лучшие бойцы со всей страны. Одним из них стал Владимир Суринов.

«Проходили тренировки в финском заливе – в воде. Тренировки проходили в аэропорту: по захвату и освобождению заложников из самолета. Тренировки проходили на высотных зданиях», – сказал председатель РОО Содействие ветеранам и сотрудникам подразделений специального назначения «Резерв» Владимир Суринов.

Нужны были и лучшие инструкторы. В Ленинграде рукопашный бой преподавал известный тренер – Сергей Клевер. Научил солдат без оружия быть опаснее вооруженного оппонента.

– Пускали в основном на опасных и особо опасных преступников, вооруженных. При этом мы были без оружия и должны были взять их, как говорится, голыми руками. И благодаря Сергею Николаевичу, я думаю, я сижу здесь. Только благодаря ему.

Фото: РОО «Резерв»

Сегодня может удивить, что спецназовцы работали без оружия. Дело в том, что часто преступника нужно было брать живым.

«Из Главка пришел циркуляр, что из колонии Перми сбежал особо опасный преступник. У них была группа несколько человек, они грабили квартиры, и всех кто был в квартире», – сказал Владимир Суринов.

Сбежал один из главных членов группировки. Пятикратный чемпион по биатлону Советского Союза, мастер спорта по рукопашному бою и ростом был под два метра.

«И ушел он с колонии очень легко: пришла к нему сестра на побывку. Был один конвоир: он его ликвидировал, КП тоже как-то прошел, и 120 километров он ушел ножками», – сказал Владимир Суринов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

До Петербурга добрался на угнанной машине. Остановился у бывшего сокомандника сборной по биатлону. В этой квартире их и взял спецназ.

№Там такие удары, боксер. И масса за сто килограмм. Представляете, что это было, да? Я подскакиваю. Начинаем вдвоем захватывать. С ног сбили, сидели на нем вдвоем, он встал вместе с нами. Когда мы его крутили, на одну руку надел наручник. И к низу его блокировал. А подполковник бегает с баллончиком. Говорит: «Вова, куда брызнуть»? А у нас три лица вместе. Я говорю: «Куда ты брызнешь, трое ляжем», – отметил Владимир Суринов.

Владимир Суринов сейчас на пенсии – сменил борьбу с преступностью на борьбу за молодые умы. Проводит уроки мужества в школах и другие мероприятия с молодежью.

«Если ты любишь маму и папу, любишь дедушку, уважаешь старших, значит не надо с тобой проводить патриотическое воспитание, ты уже патриот родины», – добавил Владимир Суринов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Его коллега, Сергей Копылов, отслужил в СОБРе от рядового до полковника, после работал в полиции. Сейчас на пенсии. И он, как и другие ветераны, готовы встать на защиту родины в любой момент.

«Поднимаем вопрос о создании терробороны Ленобласти. Мы посылали письма нашему главнокомандующему. Сейчас выходим на контакт с министерством обороны. С Росгвардией прекраснейшие отношения», – сказал ветеран подразделения спецназначения, полковник полиции в отставке Сергей Копылов.

Однажды спецназ – спецназ навсегда. Ветераны называют подразделение семьей. И считают, что их долг, сделать ее еще больше и крепче.