Летний сад готовится к зиме. По давней традиции скульптуры парка укрывают от непогоды. Есть даже народная примета. Если в самом знаменитом саду Петербурга шедевры начали прятать в футляры – холода близко. И, если верить синоптикам, ночные заморозки в Петербург нагрянут совсем скоро.

По традиции, первой в зимнюю одежду облачается самая ранняя мраморная скульптурная группа в России — Аллегория «Ништадтского мира». Единственный оставшийся подлинник Летнего сада, не покидавший свое место с петровских времен. Потому и внимание особое. Все манипуляции только под бдительным оком хранителя скульптур.

«Аллегория «Ништадтского мира» – это волшебное произведение. И не зря, я всегда помню о том, что Петр Великий заказал лично эту скульптурную группу в Италии, в честь победы России в двадцатилетней войне со Швецией. Особенно важно придерживаться традиционных правил ухода за мрамором. Потому триста лет эта скульптурная группа в Летнем саду и стоит, что за ней тщательно, тщательно ухаживали всегда», – рассказала хранитель скульптур Летнего сада Государственного Русского музея Галина Хвостова.

Оригиналы остальных героев и божеств хранятся в Михайловском замке. В старинном городском оазисе их заменили на копии из полимерного мрамора, но реплики тоже особы капризные, заботы требуют не меньше. Фридриха I, короля Пруссии, при жизни, по слухам, сильно заботил показной блеск. Но сегодня его укрывают скромно. Хлопковой тканью. А потом и деревянным коробом.

«Мы, как видите, не делаем разницы между оригиналом «Ништадтский мир» и остальной копийной скульптурой. Потому, что работа была проведена колоссальная, и неизвестно когда мы сможем ее повторить, поэтому сохранность копийной скульптуры для нас также крайне важна», – отметил начальник службы «Сады и зеленые территории» Государственного Русского музея Сергей Ренни.

Традиция закрывать скульптуры на зиму зародилась еще во времена правления Анны Иоанновны. Тогда статуи оборачивали холстом. В начале XIX века скульптор Демут-Малиновский предложил использовать деревянные футляры и холщовые ткани. Они позволяют скульптуре дышать и лучше переносят перепады температур.

«Для чего холщовая ткань? Если закрывать какой-то синтетикой, то она не пропускает воду. А в любом случае в нашем климате зимы и погодные условия разные, и, соответственно, какая-то вода все равно попадает и холщовая ткань впитывает ее в себя», – отметил заведующий отделом реставрации каменной и гипсовой скульптуры Государственного Русского музея Алексей Баруздин.

Изобретение почти двухсотлетней давности нисколько морально не устарело, оправдывает себя и сегодня. Только однажды в семидесятые годы прошлого столетия была попытка усовершенствования. В качестве эксперимента зимние квартиры решили сделать прозрачными и добавить подсветку. Результаты не порадовали.

«Поехала поверхность мрамора, задыхался мрамор. Было это очень некрасиво. Потому что обнаженная скульптура черная, несчастная, под стеклянным стаканом. Это было ужасно», – отметила хранитель скульптур Летнего сада Государственного Русского музея Галина Хвостова.

Со старым добрым изобретением Демут-Малиновского мраморные изваяния не расставались даже в годы Великой Отечественной войны. Деревянные футляры превратили в специальные ящики, которые были использованы для укрытия скульптур в земле.

Во все времена специалисты здесь работали быстро и слажено. Так и в этот раз, полностью одеть мраморных жителей Летнего сада обещают максимум за два-три дня. В стороне не остались и кадочные растения – украшение Петровского огорода. Лавры и цитрусы в комфортных условиях перезимуют в Малой оранжерее. А пернатые символы Елисей и Любава в ближайшие дни поменяют пруд на зимнюю квартиру в зоопарке. Летний сад впадает в спячку, чтобы вновь воспрять следующей весной.