В Эрмитаже открылась выставка миниатюрной скульптуры Японии. Экспозиция рассказывает об основных центрах резьбы знаменитых на весь мир фигурок нэцкэ и ведущих мастерах этого направления XVIII – XX веков. Посетителям представили предметы из собрания главного музея страны, а также полторы сотни экспонатов из частных коллекций.
Миниатюрная фигурка со сквозным отверстием. Уникальное явление культуры Японии сегодня привлекает внимание коллекционеров во всем мире. В России интерес к нэцкэ, как признаются многие собиратели статуэток, возник после выхода фильма «Каникулы Кроша», герои которого разыскивают фигурку «Рисующий мальчик». Сегодня она – часть коллекции Эрмитажа.
«Любое коллекционирование – это эмоции, которые вызывает тот или иной предмет. Так совпало, что этим предметом стали нэцкэ. Мне больше нравится в нэцкэ – юмор, это какие-то подсмотренные сюжеты из жизни старой Японии. Гротескные изображения богов», – рассказал коллекционер Александр Кулиш.
«Японская цивилизация — это само по себе что-то отдельное, сильно отличающееся от того, что нас окружает. Через нэцкэ можно глубоко вникнуть в мифологию или настоящую душу японца, которая обычно скрыта от внешнего мира», – отметил коллекционер Виктор Пузнянский.
Искусство нэцкэ получило распространение в начале XVII века. Изначально резные фигурки имели исключительно практическое применение и были неотъемлемым предметом одежды, а точнее – полезным аксессуаром.
Традиционный японский костюм не имел карманов. Личные вещи японцы крепили прямо на пояс. А нэцкэ использовали как держатель, как брелок или пуговку.
Родина нэцкэ – Китай. И ранние резчики подражали мастерам из Поднебесной. Среди образцов – герои даосского пантеона, конфуцианского учения и 12 календарных животных. Только к XIX веку японцы стали изображать своих персонажей, сюжеты дополнили бытовые сцены.
«Многие нэцкэ имеют благожелательные символы. Например, баклажан, который здесь изображен, символизировал большое потомство. Жаба — мудрость. Дракон — знак императорских регалий», – отметил научный сотрудник сектора Дальнего Востока отдела востока Государственного Эрмитажа, хранитель нэцкэ Алексей Боголюбов.
Ранние фигурки не имели подписи. Тем не менее, на выставке можно увидеть работы, авторство которых установлено. Среди мастеров — Томотада, Масанао и другие известные ценителям имена. Экспозиция рассказывает о самых крупных центрах резьбы, таких как Киото, Осака.
«Их особенность в том, что они первые стали резать из слоновой кости. Это дорогой материал, импортированный, мастера его получали не всегда первоклассный, иногда даже отходы, которые умело использовали. А в остальных регионах использовали древесину», – рассказала куратор выставки, заведующая сектором Дальнего Востока Государственного Эрмитажа Анна Савельева.
Сегодня практическая потребность в нэцкэ исчезла: японцы носят европейский костюм. Изменилось и отношение резчиков к создаваемым резным брелокам. Теперь они рассматриваются как самостоятельные фигурки и, в основном, изготавливается как сувенир. Но искусство нэцкэ не исчезло. И в наши дни существуют мастера, которые несут традиции и философию старых школ.