В Эрмитаже открылась выставка миниатюрной скульптуры Японии. Экспозиция рассказывает об основных центрах резьбы знаменитых на весь мир фигурок нэцкэ и ведущих мастерах этого направления XVIII – XX веков. Посетителям представили предметы из собрания главного музея страны, а также полторы сотни экспонатов из частных коллекций.

Миниатюрная фигурка со сквозным отверстием. Уникальное явление культуры Японии сегодня привлекает внимание коллекционеров во всем мире. В России интерес к нэцкэ, как признаются многие собиратели статуэток, возник после выхода фильма «Каникулы Кроша», герои которого разыскивают фигурку «Рисующий мальчик». Сегодня она – часть коллекции Эрмитажа.

«Любое коллекционирование – это эмоции, которые вызывает тот или иной предмет. Так совпало, что этим предметом стали нэцкэ. Мне больше нравится в нэцкэ – юмор, это какие-то подсмотренные сюжеты из жизни старой Японии. Гротескные изображения богов», – рассказал коллекционер Александр Кулиш.

«Японская цивилизация — это само по себе что-то отдельное, сильно отличающееся от того, что нас окружает. Через нэцкэ можно глубоко вникнуть в мифологию или настоящую душу японца, которая обычно скрыта от внешнего мира», – отметил коллекционер Виктор Пузнянский.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Искусство нэцкэ получило распространение в начале XVII века. Изначально резные фигурки имели исключительно практическое применение и были неотъемлемым предметом одежды, а точнее – полезным аксессуаром.

Традиционный японский костюм не имел карманов. Личные вещи японцы крепили прямо на пояс. А нэцкэ использовали как держатель, как брелок или пуговку.

Родина нэцкэ – Китай. И ранние резчики подражали мастерам из Поднебесной. Среди образцов – герои даосского пантеона, конфуцианского учения и 12 календарных животных. Только к XIX веку японцы стали изображать своих персонажей, сюжеты дополнили бытовые сцены.

«Многие нэцкэ имеют благожелательные символы. Например, баклажан, который здесь изображен, символизировал большое потомство. Жаба — мудрость. Дракон — знак императорских регалий», – отметил научный сотрудник сектора Дальнего Востока отдела востока Государственного Эрмитажа, хранитель нэцкэ Алексей Боголюбов.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Ранние фигурки не имели подписи. Тем не менее, на выставке можно увидеть работы, авторство которых установлено. Среди мастеров — Томотада, Масанао и другие известные ценителям имена. Экспозиция рассказывает о самых крупных центрах резьбы, таких как Киото, Осака.

«Их особенность в том, что они первые стали резать из слоновой кости. Это дорогой материал, импортированный, мастера его получали не всегда первоклассный, иногда даже отходы, которые умело использовали. А в остальных регионах использовали древесину», – рассказала куратор выставки, заведующая сектором Дальнего Востока Государственного Эрмитажа Анна Савельева.

Сегодня практическая потребность в нэцкэ исчезла: японцы носят европейский костюм. Изменилось и отношение резчиков к создаваемым резным брелокам. Теперь они рассматриваются как самостоятельные фигурки и, в основном, изготавливается как сувенир. Но искусство нэцкэ не исчезло. И в наши дни существуют мастера, которые несут традиции и философию старых школ.