Сотни произведений Карла Брюллова представили в Русском музее. Грандиозная выставка, организованная к 225-летию художника, собрала шедевры, в том числе из собраний Эрмитажа и Третьяковской галереи. Среди работ – главное творение мастера, «Последний день Помпеи». Его впервые представили широкой публике после комплексной реставрации. Выставку уже назвали одним из главных событий в художественной жизни Петербурга в этом году.
Завязать прочный узел и закрепить раму на тросе. В руках монтировщиков — груз на вес золота. Точность до миллиметра — на холст должен падать правильный свет. Почетное место занимает Павел Кривцов — дипломат приехал прямиком из Третьяковской галереи.
На выставке больше трехсот работ. Это парадные портреты, редкие акварельные рисунки, монументальные полотна. И вот центр экспозиции — место, где она будто поднимается вверх. Последний день Помпеи вновь предстает перед публикой. Карл Великий. Так живописца назвали ещё при жизни. Брюллова обожали в Париже, Риме, Милане. Вернуться на родину его лично просил Николай I.
«Брюллов был единственным живописцем нашим, российским, который обрел всеевропейскую славу при жизни, а после смерти — очень быстро мировую. За сто лет до Дягилева он принес в мир, в Европу, представление о том, что есть русское искусство как самостоятельный художественный феномен», – рассказала Генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Увлеченный и бескомпромиссный, он будто воскресил народ древнеримского города. Возродить из пепла саму живопись решились реставраторы — авторские краски прятались под слоем пожелтевшего лак.
«Я открывал для себя снова и снова Карла Павловича как безусловного гениального рисовальщика. И когда мы утоньшали пожелтевший поверхностный лак, как раз и открывалось большое количество деталей, которые ранее были скрыты», – отметил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин.
Теперь их увидят и зрители — тлеющие факелы, изгибы одежд, едва заметные тени на лицах. В этом весь Брюллов — его живой миг на, казалось бы, недвижимых холстах. Вдали от известных шедевров — мировая сенсация. Это запрестольный образ «Христос во гробе» — выставляется впервые.
«Такого Брюллова у нас не было. И такого Брюллова нет ни у кого. Это уникум, это единственная в своем роде вещь. Слава богу, что она сейчас принадлежит Русскому музею и может быть всеобщим достоянием», – отметил куратор выставки Григорий Голдовский.
И это результат поистине детективного сюжета. Долгие годы образ считался утерянным. Его купили европейские коллекционеры, привезли в Петербург, но после экспертизы холст изъяли как контрабанду и передали в Русский музей. Оценить и понять, нужна ли ему реставрация, еще предстоит. Увлекательная история великого Карла, первой русской кисти, продолжается до сих пор.