За выдающиеся достижения Игорь Спасский был удостоен множества наград и звания героя России! В том, что его называют человеком-легендой, нет никакого преувеличения! Он сконструировал больше 2 сотен субмарин, заложил крепкий фундамент военно-морской мощи страны и создал конструкторскую школу, которая продолжает и развивает начатое им дело. Игорь Спасский был и останется безоговорочным авторитетом и учителем для всех, с кем он работал или был знаком.
Сейчас в это сложно поверить, но в юности Игорь Спасский, стоявший у истоков создания как атомных, так и дизель-электрических отечественных субмарин, подводные лодки не любил.
«В последний раз на практике меня из Одессы в Севастополь посадили на подводную лодку, и она ночью шла. Меня положили за дизелем спать, мол, молодой человек может спать, где угодно. Но мне пробило, я три дня не слышал ни звука, потому что уши испортили. Я сказал: «Все, с подводными лодками я больше ни в жизни не встречусь!».
Вот только судьба решила иначе. В 1949 году выпускник военно-морского инженерного училища имени Дзержинского получает вызов в одно из стратегических КБ города на Неве.
«Меня спрашивают: «Вы знаете, чем вы будете заниматься? Проектированием подводных лодок». «Что?» – я говорю – «Я эти лодки подводные в гробу видел!».
Однако, любовь к судостроению все же пришла. Да такая, что на всю жизнь.
Сначала – 3 года в конструкторском бюро «Малахит». Затем – полвека в КБ «Рубин». Из них – 33 года на посту руководителя.
Всего же в конструкторском активе Спасского – почти 2 сотни субмарин. В их числе – ракетоносцы проектов 658 и 659, подлодки проекта «Акула», «Дельфин», «Антей».
Так случилось, что в 90-е о судостроении на время пришлось забыть.
После распада Советского Союза подводные лодки «Рубину» заказывать почти перестали. Центральное конструкторское бюро перепрофилировали.
«Время всей этой перестройки, это 90-ые годы, начало 2000, единственная фирма – мы были государственная фирма в стране, тут я не беру каких-то частников – ни разу не сорвало зарплату… Заказы внешние со стороны Министерства обороны в эти годы резко упали, поэтому, пришлось именно настолько проводить поиск, творческий поиск того, чем загружать коллектив».
По сути, Спасский тогда спас и предприятие, и коллектив. Занялся разработкой нефтяных платформ. А на крыше здания разбили теплицы и выращивали овощи. Урожай помогал сотрудникам выжить.
Одно из самых сложных испытаний в жизни Игоря Спасского – подъем подлодки «Курск». Это – тоже его детище.
Организовать такую операцию было делом чести и задачей верховного главнокомандующего. Владимир Путин тогда задал конструктору лишь один вопрос: «Сколько времени на это потребуется?».
«Я так прикинул: лет 5, но сказал: «Знаете, года три». Я вот запомнил на всю жизнь. Он даже не стал говорить мне, а поднял вот так, показывает один палец вверх».
Своим колоссальным опытом Игорь Спасский всегда щедро делился с молодежью. С удовольствием приезжал в военные вузы на церемонии принятия присяги или вручения дипломов.
«Особенно мне доставляет удовольствие работать с молодежью, понимаете? Потому что вот рассказать им на своем жизненном примере, что жизнь можно совсем по-другому устроить. Но для этого не надо быть лентяем. Надо вкалывать, вкалывать, вкалывать!».
Этого принципа, в первую очередь, всегда придерживался и он сам.
За славой не гнался, признания не искал. Еще при жизни удостоился собственного бюста на аллее в Парке победы.
Именем Спасского назвали и малую планету, а он в шутку предлагал поделить там территории среди всех сотрудников «Рубина».
Хотя сам долгие годы оставался на недосягаемой космической для всей отрасли. Похоронили Игоря Спасского на Волковском кладбище.