Эти машины стали символом прогресса, а об их надёжности слагались легенды. Ровно сто лет назад, с Путиловского завода, ныне Кировского, сошёл первый отечественный трактор. Их серийное производство позволило изменить технологический уклад сельского хозяйства. Появились новые возможности для индустриализации страны, развития экономики.
С юбилеем коллектив предприятия поздравил губернатор. Александр Беглов подчеркнул — Кировский завод остаётся флагманом отечественной промышленности. Помимо новейшего поколения тракторов, производится оборудование, которое используют во многих сферах — от обработки полей и строительства дорог, до разработки недр и судостроения.
Уникальный случай. Главный конвейер Кировского завода остановлен. На месте сборочной линии — концертная площадка. Чествуют работников предприятия. Сто лет назад их предшественники дали молодой советской стране первый колесный трактор — «Фордзон-Путиловец».
«Завод сегодня успешно стоит на своих ногах. Создаются новые модели, новые цеха, развиваются службы. Приходит молодёжь. Мы самый молодой коллектив в промышленности. Завод, я думаю, и следующие 100 лет проведёт свою жизнь и подаренную ему судьбу с достоинством», — сказал Сергей Серебряков, генеральный директор Кировского завода.
Первый отечественный трактор собрали на основе американского образца, улучшив конструкцию. Запчасти поначалу заказывали за границей, но постепенно выпуск деталей удалось наладить в Ленинграде. «Фордзон-Путиловец» стал символом коллективизации и положил начало новой отрасли машиностроения.
Это более поздняя версия знаменитого трактора. Завод начал выпускать такие в 1934 году. «Универсал» имел всего 22 лошадиных силы. Тем не менее стал первым советским трактором, который поставлялся на экспорт.
Поистине эпохальное событие для всей советской промышленности. С конвейера сходит первый «Кировец». Он на десятилетия опередил конкурентов и превзошел по техническим характеристикам многие иностранные аналоги.
Завод и сегодня лидер тракторостроения. Единственный в стране выпускает агрегаты мощностью 250 лошадиных сил. За большой вклад в создание сельскохозяйственной техники коллектив предприятия по решению президента Владимира Путина сегодня получил Орден почета.
Цех 225. Здесь собирают коробки передач. Шум станков не стихает даже ночью. Трудятся в две смены.
Андрей Васьковский — потомственный рабочий. Пошел по стопам деда — тот всю жизнь трудился сталеваром.
«Год назад я проходил здесь практику слесарем. Мне понравился коллектив, оборудование и атмосфера. Я решил получить образование оператора и целенаправленно уже пришёл сюда. Потому что рабочие профессии — залог нашего будущего», — сказал Андрей Васьковский, оператор станков с ЧПУ.
От легендарного советского «Кировца» остались только название и мощь, говорят заводчане. У современных тракторов коробка-полуавтомат. Дергать рычаг не нужно — есть джойстик. Комфортнее стала и кабина. Холодильник, кондиционер, магнитола, мягкое кресло — здесь думают об удобстве водителя. Все эти изменения произошли при участии Вячеслава Бызова. Он работает на заводе почти 20 лет.
«Мы будем улучшать и улучшать. И мы улучшаем постоянно качество. Столько нововведений. Мы хотим идти вперед, мимо всех конкурентов, которые у нас есть», — сказал Вячеслав Бызов, оператор станков с программным управлением.
Линейка продукции постоянно расширяется. Сегодня Кировский завод выпускает и промышленную технику. А это одна из перспективных разработок — универсальная землеройная машина с дополнительной защитой водителя. Была спроектирована для выполнения задач специальной военной операции.