Каким бы технологически высоким не был современным флот, правильный курс ему по-прежнему задают люди. Сила в команде на борту, в ее сплоченности и профессионализме.

Навыки требуют постоянного обновления. И на этой неделе в Петербурге прошли первые в России соревнования для профессиональных моряков. Несколько площадок, шесть номинаций. Высший класс демонстрировали помощники капитанов, мотористы, матросы, повара. Все люди с опытом, настоящие морские волки. Они скорее делились опытом, а с теми, кто о «большой воде» знает только понаслышке, еще и премудростями своего ремесла.

Проснулся, а ты уже на работе. И рядом экипаж. Здесь всегда следует знать, каким курсом идете. Особенно, когда ты на капитанском мостике. А все предметы должны быть заштормованы — зафиксированы на случай шторма.

Рифовый, калмыцкий, брамшкотовый, якорный, констриктор — морские узлы. И вяжет их матрос второго класса Алексей Бакайкин легко и быстро. Все-таки, уже 35 лет в профессии. Разве только еще не снятся удавки.

Привязанность к жизни в морском походе особенно остро ощущается. Как гласит пословица «Кто в море не ходил, тот Богу не молился». И в сложных ситуациях моряку выживать помогают в том числе и надежные морские узлы.

«Когда уходит пароход в океан, пошел на переход, то все предметы должны при любой качке оставаться на месте. Ни в коем случае не двигаться», — рассказал матрос второго класса Алексей Бакайкин.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Привяжет узлом и кастрюлю, и сковородку судовой повар Борис Владимиров. Потому что, получив ускорении при падении, посуда приобретает сокрушительную силу. Но в его руках она мгновенно получает гастрономическую убедительность.

За 17 лет у плиты он вошел во все тонкости работы кока, но не ремеслом единым ценен такой повар для экипажа ледокола «Александр Санников». Борис знает самый главный ингредиент любого блюда.

«С детства обожаю кормить людей. И считаю, что самый главный ингредиент блюда — это любовь. А готовлю я с семи лет. У меня такая жизненная ситуация, что я с отцом рос, и он готовить особо не умеет, приходилось брать все в свои руки», — поделился судовой повар на ледоколе «Александр Санников» Борис Владимиров.

В его руках дело спорится, а за процессом неотрывно наблюдают эксперты. Ищут недостатки: начиная от внешнего вида, чистоты на рабочем месте, до вкусовых нюансов и эстетического вида приготовленных блюд. Хотя придраться сложно.

«Судовой повар, если говорить обычным языком, это второй человек в экипаже. Первый это, конечно, капитан. А второй кок. На самом деле, это авантюрист. Ему нужен адреналин. Представляете, он находится на 140 метрах длиной. Вокруг море. И команда голодная. Все съедят только тебя. Плюс у тебя есть определенный запас. Ты должен отчитаться. Правильно, грамотно. А накормить так, чтобы всем понравилось», — подчеркнула заведующая технологическим отделением Морской технической академии имени адмирала Д.Н. Сенявина Ольга Пищик.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Чтобы всем понравилось, по условиям конкурса участники готовят три часа, три блюда по три порции. Но это ведь капля в море. Потому что всякий уважающий себя кок может запросто накормить пятьдесят человек в один присест. Да еще при этом приятно удивить и порадовать каждого члена экипажа рецептурным разнообразием.

«Разнообразие в первую очередь. Анкеты такие я делаю на компьютере и мы спрашиваем предпочтения каждого. Например, если это гарнир, то выбирает, какой гарнир его самый любимый. Если это мясо… И потом я делаю процентное соотношение. В зависимости от этого начинаю готовить», — отметил судовой повар на ледоколе «Александр Санников» Борис Владимиров.

Тщательное планирование, умение прогнозировать ситуацию — это сильная сторона не только судовой кухни. Вахтенный помощник капитана в этом деле тоже дока.

Прогнозировать развитие ситуации умеет и третий помощник капитана Никита Трифонов. Он шесть лет ходит на ледоколе «Ямал». С капитанского мостика мир выглядит как море возможных неприятностей, которых нужно избежать — рифы, штормы, встречные суда. Все это не игрушки.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Здесь игрушка, а там настоящий пароход. У нас маленько другая специфика работы. Отличается от обычных судов, которые перевозят грузы. Наша основная задача на Северном морском пути — помощь другим судам. Проводка их по тяжелым льдам», — рассказал участник конкурса мастерства морских профессий, третий помощник капитана ледокола «Ямал» Никита Трифонов.

Но и без тяжелых льдов очень хорошо видна командная работа. В тренажерном зале! За этим пристрастно и следят эксперты. Цифровое море тоже, знаете ли, стихия. И в ней тоже нужно пройти Ла-манш по всем ППВВП — Правилам плавания по внутренним водным путям. Опытный моряк все лоции известного пролива должен знать на зубок.

«Это пересечение трафика большого движения судна. Идут в Ла-манш, которые и выходят из Ла-манша. То есть, это большой трафик пересечения. Будет установлено много судов здесь, будут мешать. Они должны расходиться. Пройти безопасно, пройти от лоцмана до лоцмана», — добавил инструктор по тренажерам конкурса мастерства морских профессий Юрий Лазоркин.