Живые бактерии 40-х годов прошлого столетия обнаружили учёные в молоке, поднятом со дна Ладоги. Несколько бутылок 80 лет пролежали на борту затонувшего судна. Специалисты НИИ имени Пастера исследуют сохранившиеся микроорганизмы и планируют на их основе разработать новые лекарства и БАДы.
Жемчужина церковной архитектуры, центр для верующих со всей страны — говорят, что в Валаамском монастыре самые красивые рассветы и закаты. Но пожалуй еще больше тайн скрывают темные воды Ладоги — пять лет назад здесь нашли затонувший корабль. С тех пор вместе с туристами по окрестностям путешествуют и дайверы. Это одна из последних экспедиций.
«Участники команды должны были обследовать ранее найденный нами затонувший пароход около Валаамского архипелага и изучить его, осмотреть, поднять какие-то интересные находки, сделать фото- и видеосъемку», – рассказал участник центра научных исследований 1XPEDITION Станислав Трофимов.
А вот так корабль выглядел в начале XX века — поначалу пароход использовали для нужд обители, во время Зимней войны он вошел в состав флота противника. Спустя 80 лет наверх поднимают предметы корабельного быта — оружия, одежду, посуду. Бутылками с тягучей белой жидкостью, предположительно — молоком, заинтересовались ученые петербургского НИИ имени Пастера.
В лабораторию доставили один такой образец. Все исследования проводили именно здесь. Оказалось, что условия на дне Ладоги — холодная вода и отсутствие воздуха — будто законсервировали продукт. Молоко внутри свернулось, но не испортилось.
Помогла не только низкая температура, но и первоначальное качество — в то время уже применяли пастеризацию. О сроке годности напоминал разве что запах гнили — но и тот исходил от самой бутылки.
«Когда мы ее вскрыли, внутри такого отвратительного запаха не было. Разные люди воспринимали его по-разному, мне он больше казался как запах молочного сыра. Там не было каких-то изначально бактерий, которые могли бы привести к порче, не было грибов, наверное», – отметил старший научный сотрудник, руководитель группы метагеномных исследований НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера Дмитрий Полев.
Бактерии впали в анабиоз — то есть не умерли, а просто заснули. Теперь их заново выращивают в питательной среде и стерильных условиях.
«Если мы выделим микробы полезные, то мы сможем изучить, что делает их полезными, какие гены отвечают за их полезные свойства. Например, за то, что они вырабатывают какие-то биоцидные вещества, например, антибиотики», – отметила заведующая лабораторией медицинской бактериологии НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера Людмила Краева.
На основе исследований планируют изготовить биологические добавки и лекарства, но впереди еще много работы.