Место, где принимают главные архитектурные решения города. 80 лет назад КГИОП обрёл свой постоянный адрес. Государственная инспекция по охране памятников, именно так назывался комитет, в 1944 году переехал в здание на площади Ломоносова, 1.
В кабинет председателя комитета кот Франц заходит без стука. И без стеснения занимает главное место. Пушистый антидепрессант, объясняет Алексей Михайлов, – важный участник сложных переговоров.
«Многие сотрудники приходят в приемную, для того, чтоб успокоиться, погладить кота, поиграть с ним, и можно дальше в бой идти», – рассказал врио председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алексей Михайлов.
Работники комитета по охране памятников – не из робкого десятка. Порой обсуждения цвета здания, плана реставрации может проходить эмоционально. Так случается, когда встречаются настоящие профессионалы.
«Мы сейчас уже долгие годы занимаемся реставрацией Аничкова дворца. Мы не можем взять и проигнорировать все пласты истории и остановиться только на изначальном решении. Это нужно сделать выбор, что-то оставить от определенного исторического периода», – рассказал врио председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алексей Михайлов.
Каждый период биографии самого КГИОПа интересен любому историку. Первый год войны, начало блокады. Под бомбами в Ленинграде его сотрудники спасали бесценное наследие прошлых эпох.
«К сожалению, были первые потери уже в октябре 1941 года. Первый сотрудник ГИОПа Николай Дмитриевич Зезин погиб в двух шагах от театра в результате того, что рядом с ним взорвался снаряд», – рассказала специалист комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Юлия Бахарева.
С начала войны комитет работал в здании БДТ. И только в 1944 году переехал на свое сегодняшнее место – на площади Ломоносова, дом 1, сначала он занимал всего одну комнату. Сегодня у каждого района города есть свой кабинет.
«Знаменитый стол, на котором и рассматривались проекты. Это такой стол, который объединял. В этом помещении был отдел пригородных районов. Это было постоянное место дискуссий: и радостей, и печалей, и открытий», – рассказал врио председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алексей Михайлов.
Открытия, пожалуй, ключевое слово в работе КГИОПа. И делать их необходимо. Иначе не узнать правды. Каким был тот или иной памятник – информацию о каждом доме хранит массивный архив.
«Здесь не всегда видно цвет, но искусство реставратора заключается в том, чтобы, в том числе по оттенкам понять, какая была примерно цветовая гамма. Градация цвета в настоящий момент вытаскивается и преобразуется в некую цветную», – рассказал врио председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алексей Михайлов.
А начиналось все с 300 единиц хранения. Сейчас сложно представить, но до войны для предшественников комитета многие привычные для нас памятники были новостройками.
«Говорят, почему ГИОП не защищал так активно Спас на Крови. Во-первых, защищал, а во-вторых, сколько времени прошло в 30-е годы со времени постройки Спаса На Крови», – отметила специалист КГИОП Юлия Бахарева.
Пестрая палитра стилей – архитектурное богатство Петербурга – это, говорит бывший сотрудник КГИОП, а ныне директор Музея заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова – масштабное плотно, в котором важен даже небольшой мазок мастера.
«Общее впечатление – это всегда набор деталей. То, что вы видите и может быть не сразу видите, а потом – это и составляет эту живую ткань любого памятника истории культуры. В деталях весь цимес этого процесса», – рассказала директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
В этих кабинетах эксперты КГИОП обсуждать и спорить будут далеко не один раз. И в ближайшее время на повестке дня – знаменитый особняк Гильзе фан дер Пальса. Уникальное здание готовится к масштабной реставрации.