«Талант трагической судьбы». Живопись самобытного крепостного художника Григория Сороки показали на выставке в Михайловском замке. Экспозиция объединила свыше 50 произведений живописи и графики из собраний Русского музея, Эрмитажа, Третьяковской и Тверской областной картиной галерей.
На полотнах – пейзажи Тверской губернии и портреты помещиков Милюковых, которые владели крепостным. Они же отдали юного Григория на обучение знаменитому живописцу Алексею Венецианову. Прозвище «Сорока» он получил за любознательный характер.
«Бывают ситуации, когда даже одного произведения достаточно, чтобы понять, что перед нами очень одаренный художник. И что, по большому счету, школа ему и не нужна была, он работал по вдохновению. И может только техническая какая-то оснащенность пришла к нему через Венецианова и школу», – отметил заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.
Выставку посвятили 200-летию со дня рождения живописца. Несколько работ перед экспонированием прошли реставрацию.
«Один из ранних портретов соседа Милюковых – Поздеева – был любительски дублирован на большом размере грубом холсте, который начинал сам по себе отходить. Реставратор сняла этот старый холст и оказалось, что авторский в прекрасной сохранности», – рассказала старший научный сотрудник отдела живописи XVIII – первой половины XIX веков Русского музея Лада Вихорева.
Представлен и единственный сохранившийся альбом с графическими набросками – портретами крепостных. Отдельно выделены религиозные произведения. Храмы, над убранством которых работал Сорока, были разрушены в XX веке. Сохранилось лишь несколько икон в собрании тверского музея.