Владимир Путин на этой неделе наградил орденом Почета ветерана, легендарного разведчика, защитника Ленинграда Зиновия Меркина. 10 июля Зиновий Леонидович отметил 100-летний юбилей. Он выжил на Невском пятачке, участвовал в битве на Курской дуге, освобождал Кавказ. Несколько раз был тяжело ранен. Победу встретил в Германии – героическая военная биография. А ведь на фронт он ушел 17-летним мальчишкой. Спустя 80 лет Зиновий Леонидович с документальной точностью вспоминает обстоятельства, события и имена. Потеря товарищей – вот, что до сих пор заставляет ветерана плакать.
На тяжелом пиджаке Зиновия Меркина тихо звенят боевые награды. Его жизнь похожа на фильм, самые страшные эпизоды которого и спустя 80 лет мучительная память не дает забыть.
«Друзья, мои разведчики, мои друзья, простите, я не могу. Вот эти ребята, эти воспоминания, которые вот на этой постели я каждую ночь кричу, я хоронил очень много», – со слезами вспоминает ветеран.
Погибнуть 17-летний Зиновий мог, так и не вступив в первый бой. Под Кингисеппом в июле 41-го эшелон с новобранцами попал под бомбы. Тогда же недавний школьник увидел глаза врага.
«Немецкие танки шли, двадцать патронов, две гранаты РГД без чехла – что за война против танков, а они едут. Ребята здоровые, пилотки у них – на нас показывают и смеются – мол, вы уже в плену, что на вас обращать внимание», – рассказывает Зиновий Меркин.
Из окружения молодой боец выходил с тяжелым ранением и нестерпимой болью, избавиться от которой не может до сих пор.
«Когда мы выходили к своим частям, а около синего этого забора лежали наши раненые ребята, они просили, чтобы их добили, ну а мы шли, стиснув зубы».
В 42-ом солдат оказался на одном из самых кровопролитных участков Ленинградского фронта. В его теле по сей день остаются осколки от снарядов с Невского пятачка.
«Были страшные обстрелы были, и в один прекрасный день, прямо там, придавило нас, ребята откопали, у меня вот эти осколки, вот, здесь, здесь, здесь, руки вот такие, видите, вот».
И все же страшнее Курской дуги, говорит ветеран, в его биографии боев не было. Каждая операция разведчика – подвиг, который мог стоить жизни.
«Гранату под мотоцикл, водителя убило, он в горку обратно побежал, мы его догнали, «вальтером» по голове тихонечко, тихонечко, чтобы только оглушить, ну и все. Немцы открыли пулеметный и автоматный очень жесткий огонь».
Ходил под пулями — выражение не для красного словца. Работать, как говорит фронтовик, приходилось под неизменный аккомпанемент пулеметных очередей.
«Наши разведчики из другого взвода напоролись на засаду немецкую, и 18 человек лежали один около другого убитые, и нам было дано задание под огнем противника забрать их документы, забрать ордена. Это был страшный день!».
Дней радостных, вспоминает Зиновий Меркин, на фронте тоже было немало. Даже счастливых. По военным меркам.
«Представляете себе — группа приходит с задания, живые, целые, выполнили задание, так это что – не счастливый день? А, знаете, как мы его встречали — нас старшина вел в баню, когда какую, можно было и в бочке помыться».
Не стесняясь, разведчик признается, что на фронте всегда боялся. До тех пор, пока враг не попадал в прицел.
Страх происходит до боя, до боя, а в самый момент боя страх уходит, у тебя есть, понимаете, чем заняться».
Впервые в военную часть Зиновий Меркин попал еще подростком. Когда в середине тридцатых отец привез его к знакомым артиллеристам под Лугу.
«Я два года ездил в этот полк. Он пришел к командиру дивизиона, и говорит — сделай из него мужика, вот они из меня и делали мужика».
Зиновий Меркин освобождал Украину, Польшу, воевал в Румынии. Победу встретил в Германии. Работал до начала 90-х.
В наши дни, как и положено, 9-го мая вместе с другими ветеранами на Красной Площади регулярно принимает главный парад страны.