Город проводит полномасштабные работы по сохранению интерьеров Аничкова дворца. Специалистам предстоит восстановить интерьеры большой столовой. Реставрация проводится по программе КГИОП за счет средств бюджета Петербурга с 1997 года. Как отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, Аничков дворец — символ петербургского детского и юношеского творчества. Обязанность города — сохранить это здание для нашей юной и талантливой смены.

Пока тусклый и пожелтевший после реставрации мрамор приобретет безупречный глянцевый блеск. До идеала доводят каждый оттенок — гипс и пигмент, соединяют будто кондитерскую смесь. Сейчас на столе порошок терракотового цвета, на очереди — желтый, фиолетовый и черный.

А под самым потолком в порядок приводят лепной декор. Процедура, которую реставраторы называют расчисткой, напоминает контрастный душ. Устаревший масляный слой полностью снимают — под ним, как здесь говорят, лепка плохо дышит.

«Очень большой слой закраски масляной, 5-6 слоев, это примерно 4 миллиметра, то есть явная утрата авторской пластики. Когда мы удаляем это количество закрасок, мы уже получаем авторскую практически поверхность», — отмечает директор компании-подрядчика Михаил Ботаковский.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Подлинный материал скрыла неудачная советская реставрация. Этих стен кисти и шпатели не касались больше полувека. Урон хрупким цветам нанесло и время. Тонкие листы опали, словно из-за суровой петербургской погоды.

«После расчистки мы обнаруживаем утраты, вот веточки не хватает, листочков не хватает. Все это нам нужно восстановить, и восстанавливаем мы с помощью гипса, все похожее чтобы было», — добавляет реставратор-лепщик Алсу Холод.

В этой Большой столовой, сейчас занятой строителями, до революции проводили званые ужины. А уже в наши дни здесь устраивали новогодние елки для детей.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Каждый пользователь что-то сюда привносил. Иногда это гармонизирует с историческим обликом, иногда что-то дополняет. И задача реставраторов непростая — найти некий единый гармоничный образ», — говорит временно исполняющий обязанности председателя комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Алексей Михайлов.

Реставрация Аничкова дворца не прекращается больше двадцати лет. Этаж за этажом, мастера трепетно возвращают ему исторический вид. Одна из главных гордостей — восстановленный Зимний сад. Работа отмечена международной премией «Золотой Трезини». Это почти пальмовая ветвь, только в сфере дизайна и архитектуры.

Зимний сад появился уже после постройки самого дворца. Над парадным подъездом обустроили просторный зал. Специалисты восстановили мраморные и паркетные полы, лепной декор и живопись. Стены без преувеличения задышали — здесь высадили новые растения.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Все залы действительно уникальны. Индивидуальные и точные техники, тщательная работа с историей. Неудивительно, что такому сложному процессу нужно время. Планируется, что работы в Большой столовой завершатся через два года, и тогда по обновленному паркету вновь застучат каблучки.