Большие перемены сейчас переживает наземный общественный транспорт в Петербурге. То, что заметно сразу всем — обновление подвижного состава. Автобусы современные на газомоторном топливе, парк троллейбусов пополняют электробусы — на увеличенном автономном ходу, трамваи вообще претендуют на звание новых городских достопримечательностей. Но комфорт пассажиров определяется еще и скоростью движения. Чтобы увеличить ее — предпринимаются комплексные меры.
Дорожный знак 4.1.4. «Движение прямо или направо» на пересечении проспекта Науки и Гражданского проспекта теперь залог быстрого и безаварийного движения трамваев. А с середины июня рельсы здесь — это выделенная полоса. Появляются и новые светофоры для трамваев. Комплекс мер разом решает несколько проблем.
«Позволило нам повысить скорость движения трамваев. Повысить регулярность движения. То есть у нас стало меньше задержек движения. Меньше посторонних ДТП на трамвайных путях. У нас естественно уменьшились интервалы. Что плодотворно сказалось. Пассажиры, которые приходят, тратят меньше времени на ожидание», — рассказал начальник службы движения СПб ГУП «Горэлектротранс» Роман Осадчук.
В «Горэлектротрансе» отмечают — маршруты на проспекте Науки привлекают все больше пассажиров. Следствие предоставления большего приоритета общественному транспорту. Да и в целом трамваи становятся все популярнее, что не удивительно. За последние три года больше чем на половину обновился подвижной состав. Порядка 350 новых вагонов. На петербургские депо работают все профильные российские заводы. А программа обновления рассчитана до 2028 года.
«Программа развития ГЭТа она была поддержана губернатором Бегловым в 2021 году. На самом деле, я благодарен не только за поддержку, а за то, что он в эту программу реально вник. Потому что она не простая. Решиться на программу комплексную, это значит, решиться на программу достаточно дорогую, ёмкую по бюджету, это было непросто», — отметил директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.
Промежуточный итог — на маршрутах комфортные, быстрые и безопасные трамваи. Последняя новинка «Львенок». Увезет более 150 пассажиров. Оборудован розетками, подогревом дверных проемов. Но главное — активная система безопасности. Искусственный интеллект следит и за дорожной обстановкой из состоянием водителя. Но сам за руль не берется. Да и в таких условиях, уступят ли профессионалы место роботу?
«Все под рукой. Контроллер — в левой руке, кнопки — в правой, на подлокотниках. Очень удобно управлять, никуда тянуться не надо. И в принципе очень комфортно сидеть там», — рассказала водитель трамвая Наталья Смирнова.
В Петербурге автопилот вряд ли заменит водителя. Человек на борту должен оставаться даже в роли инженера. Впрочем, программа развития электротранспорта это еще и реконструкция инфраструктуры. Для сравнения: до запуска в Северной столице ремонтировали по 4 километра трамвайных путей в год. Сейчас в семь раз больше.
Почти полностью новый в Петербурге и парк троллейбусов. Более 500 новых машин. Этот проектировали специально для Северной столицы. Может на своей батарее проехать 20 километров даже там, где нет контактной сети. Автономный ход позволяет оперативно менять маршрут, продлевать его. Так например со сложенными рогами по Комендантскому проспекту едет «двойка».
4,5 километра прямой магистрали. Комендантский проспект — одна из важнейших транспортных артерий в Приморском районе. Тысячи горожан пользуются общественным транспортом чтобы добраться от новых кварталов до станции метро. Здесь проходит 15 маршрутов автобусов и троллейбусов. Уже в ближайшее время их скорость значительно увеличится. Благодаря выделенной полосе. Она пройдет от Арцеуловской аллеи до Комендантской площади. Проектирование начнется в этом году, а разметка и знаки появятся в 2025.
«Выделенка» — один из самых эффектных способов ускорить движение транспорта. Как колесного, так и рельсового. Для примера: сейчас в центре Петербурга трамваи едут со средней скоростью 11-13 километров в час. Если достичь целевого показателя в 16, то эффективность перевозки на маршруте вырастет на пятую часть. А это, в свою очередь, позволяет экономить ресурс подвижного состава. Для автобусов и троллейбусов в ближайшие годы оборудуют восемь выделенных полос.
«На Московском проспекте, на участке от Рощинской до Лиговского проспекта. Там всегда стоят пробки. Лиговский проспект, от Некрасова до Площади Восстания. В принципе жители города уже могли видеть реализацию проекта. Мы его предварительно реализовали когда не работала станция метро «Чернышевская», — рассказал генеральный директор Центра транспортного планирования Санкт-Петербурга Рубен Тертерян.
По подобной схеме в прошлом году выделенную полосу для трамваев обустроили на мосту Александра Невского. А для автобусов и троллейбусов на Невском и Заневском проспектах. Все это — реализация транспортной стратегии Петербурга, где в приоритете пешеходы и именно общественный транспорт. А ее главная цель — безопасность и высокое качество городской среды и жизни горожан.