Адлет Барменкулов рассказал телеканалу «Санкт-Петербург» о статусе защитника «Зенита» в национальной сборной, задачах перед Станиславом Черчесовым и развитии футбольных взаимоотношений с Россией.
Нуралы Алипа по итогам прошлого сезона можно назвать столпом обороны шестикратного подряд чемпиона России. Правильно ли говорить, что футболист сейчас — один из лидеров сборной Казахстана? Какое отношение к защитнику на родине?
Нуралы играет ведущую роль. У нас не так много игроков, которые выступают за границей в больших клубах. Он ярко выраженный лидер национальной сборной. У него очень высокий футбольный авторитет в Казахстане.
Принято считать, что между футболистом и руководством команды, клуба или национальной федерацией должна быть дистанция, но после каждой победы национальной сборной Нуралы Алип целует вас в голову, на подобии того, как это было на победном для Франции чемпионате мира между Фабьеном Бартезом и Лораном Бланом. Как вы к этому пришли и какого ваше отношение к этому?
Конечно, в начале я на это отреагировал тяжело, но представляете, при таких эмоциях это желание и требование команды, уже никуда не деться от этой традиции. Есть футбольный Бог, все футболисты суеверны и мы суевериям подчиняемся (улыбается). Я согласился, но хотел бы подчеркнуть, что Нуралы относится ко мне как к старшему брату и я его ценю и люблю как младшего братишку. Вот так это закрепилось и стало традицией: после победы он единственный футболист, который может себе это позволить.
В новом сезоне сборной Казахстана предстоит сложный, но интересный вызов — впервые команда будет выступать во втором по статусе дивизионе Лиги Наций. Как пришли к фигуре главного тренера Станислава Черчесова?
Казахстанский футбол ещё никогда не выходил на такую арену как Лига Б (Прим: предстоят матчи с Австрией, Норвегией и Словенией) За те два года, что во главе сборной был другой российский тренер Магомед Адиев, у нас выработались философия, некий стиль игры, над чем и сейчас департаменты нашей федерации продолжают работать, начиная с 15-летнего возраста. Для нас было важно найти специалиста, который будет ближе к нашей ментальности, будет правильно воспринимать казахстанский футбол и, уже учитывая все эти тонкости, поведёт команду. Сейчас для сборной Казахстана нужна была харизматичная фигура, которая понимала бы ментальность, помимо знаний и личных качеств, нужен был опыт. Человек, который знает, что такое победа и поражение в равной степени. Люди, которые это прошли, на таком уровне они точно понимают, что можно, а что нельзя делать. Естественно, у нас есть свои требования к кандидатуре главного тренера национальной команды, набор компетенций, знаний, опыта. Станислав Саламович и вся его команда подходила по всем требованиям. Мне кажется, что мы не промахнулись, и это большая честь, что он согласился с нами работать.
Кроме Станислава Черчесова, прямо сейчас с клубами Казахстана работают Александр Кержаков и Дмитрий Парфёнов. Это просто совпадение или можно говорить о том, что есть некая мода на российских тренеров в вашей стране?
Я уже говорил про адаптивность, это главную роль и играет. Опыт работы и та масштабность, которую могут дать тренеры, казахстанские тренеры пока к этому только подходят. Я больше скажу: порядка 10 тренеров, которых мы готовим и хотим выводить на хороший уровень, у них знания прекрасные, с личными качествам тоже порядок, единственного чего нет у них — это опыта работы. В этом вся проблема. Почему российские тренеры? Посмотрите кто приглашён. У них у всех есть достойный опыт. Потом в Казахстане каждый владеет русским языком, это тоже важно.
Какие цели и задачи стоят перед главным тренером сборной?
Если говорить про Лигу Наций, то, конечно, мы ставим задачу побеждать в каждом матче и попробовать выйти в Лигу А, или хотя бы остаться в Лиге Б. Но это одна из задач перед Станиславом Саламовичем. Он приглашён для решения нескольких вопросов. У главного тренера достаточно серьёзный карт-бланш.
Основная задача для главного тренера — выстраивание системы подготовки национальных сборных начиная с U-15. Не забываем, что нужно ещё путёвку на чемпионат мира-2026 получить, и выступление в Лиге Б может быть большой подготовкой к квалификации на чемпионат мира.
Российский футбольный союз много внимания уделяет развитию детско-юношеского футбола. Как с этим обстоят дела в Казахстане?
У нас это задача номер 1. Последние два года у нас была плотная в этом направлении работа, масса исследований по развитию детско-юношеского футбола: какая потребность, по какой формуле развиваться, сколько футбольных центров должно быть, какого уровня они должны быть. Как эти процессы должны функционировать, как правильно система эта должна работать, регламенты, инструкции, правила — все стандарты были прописаны. Эти два года шла вот эта подготовка, и сейчас мы приступили к реализации проектов по всем детским центрам, вся работа у нас сейчас набирает обороты. Сегодня в Казахстане в футбол играет порядка одного миллиона двухсот пятидесяти тысяч детей.
Каким вы видите футбольное взаимоотношение между Россией и Казахстаном в ближайшем будущем, есть ли вероятность товарищеского матча между сборными стран?
А в этом и есть смысл всех международных встреч — максимальная игровая практика. Возвращаясь к детям, мы акцентируем внимание как раз на этом, чтобы наши дети могли приезжать в близлежащие страны на различные футбольные турниры, где это можно организовать, а также приглашать гостей к себе. Мы на это нацелены. Что касается товарищеских игр сборной, это вопрос главного тренера. Всё сейчас в его руках, ему принимать решение, но как президент федерации, я всегда заинтересован в таких товарищеских встречах.