«Памятник исчезнувшей цивилизации». Тотальная инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых открылась в Главном штабе Эрмитажа. В центре экспозиции — макеты музея, посвящённого СССР.

Памятник СССР, по задумке авторов, должен был размещаться под землей, а снаружи напоминать бункер. Как закрытый «на себя» советский мир. На крыше — парк, внутри — настоящий город с коридорами-улицами и комнатами-инсталляциями.

«Как и всё у Кабаковых, всё многослойно и значительно серьёзнее, чем на первый взгляд кажется. Конечно, это калька с того, что делают археологи, они раскапывают, находят вещи, составляют из них, что и как было. И говорят: вот ещё одна исчезнувшая цивилизация. Мы её возродили. Вот этот самый посыл здесь есть. Всё собрано и, как у археологов, описано», — сказал Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

В центре подземного города прекрасный, но недостроенный «Дворец будущего», как олицетворение двух частей советского мира — утопического проекта светлого будущего всего человечества и реальной действительности. А вокруг семь кварталов, раскрывающих разные аспекты жизни в СССР: коммунистическая идеология и пропаганда, бюрократический мир, музеи, больницы, памятники детству и другие.

Илья и Эмилия Кабаковы вошли в историю искусства как создатели нового жанра — тотальной инсталляции, художественного пространства, наполненного особой атмосферой. Эта самая атмосфера создана и в Белом зале: приглушённый свет, тёмный пол, алые ленты на стенах — всё так, как задумывали авторы.

Памятник исчезнувшей цивилизации так и не был построен. Проект впервые показали в 1999 году в Палермо. В 2014 году Кабаковы подарили его Эрмитажу. В постоянной экспозиции Главного штаба есть две инсталляции из этого утопического музея: «Жизнь в шкафу» и «Туалет в углу». Ещё одна известная работа — «Красный вагон».

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«О нём люди часто говорят: это не искусство. Здесь какая-то куча мусора, всё непонятно. Но заходя внутрь и послушав немного музыку, поразглядывав панно, которое там находится, вдруг начинают вспоминать и рассказывать, как они с мамой на трамвае ехали в школу, или ещё какие-то сюжеты из своей жизни. Вот так и работает искусство Кабаковых. Даже если мы отрицаем и говорим, что это не работает, а оно уже с нами сработало», — рассказала Марина Шульц, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, куратор выставки.

По словам Ильи Кабакова, он мечтал сделать памятник той цивилизации, в которой родился, учился и жил. Мира, состоящего из трёх уровней — государственного, общественного и приватного — мира коммунальных квартир. Блуждая по темному лабиринту комнат, зритель должен был встречаться и взаимодействовать с вымышленными персонажами. Например, попытаться спасти некого Николая Викторовича.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Он отделен от нас пространством, заполненным разными ниточками, системами рычажков, соединений, и каждое наше действие приводит всю эту систему в движение. И строго соблюдая инструкцию, предоставленную любезно автором, мы всё-таки можем спасти того самого Николая Викторовича, который терпит бедствие где-то в море», — сказала Марина Зайцева.