Новая выставка в Эрмитаже: на этот раз представлено творчество не художника, а реставратора. Больше 40 лет Андрей Митрохин трудился над сохранением и восстановлением шедевров музея: без него до нашего времени «не дожили» бы полотна Рафаэля и Микеланджело. Он придумал мастер и свою технологию спасения картин — с помощью меда и рыбьих пузырей.

«Поклонение Волхвов» Ван дер Гуса — XV век. Один из Эрмитажных шедевров. А вот в веке XIX — шедевр внезапно переезжает — с дерева на холст. Усилиями местного мастера Митрохина.

Единственная выставка Эрмитажа, где показывают не только лицевую сторону картины, но еще и оборотную. Творили раньше на дереве, а жучкам-древоточцам чувство прекрасного неведомо. Изъели основу до состояния губки. Половина стен в Эрмитаже уже бы пустовала, если бы не Андрей Митрохин.

«Картины, писаные на дереве, их красочный слой сверху заклеивался специальной укрепительной бумагой. Когда картина была укреплена, она переворачивалась лицевой стороной вниз и реставратор слой за слоем снимал дерево, оставался очень тонкий слой краски на укрепительной подложке», — рассказала заместитель заведующего отделом научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Ирина Гурулёва.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

Красочный слой, буквально не дыша, переносили на новый холст. Автор технологии придумал и специальный клей.

«Для него использовался мед пчелиный и брались пузыри рыб осетровых пород, которые вымачивались, измельчались, этот клей варится и вот такая методика его приготовления сохраняется до сих пор», — отметила заместитель заведующего отделом научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа Ирина Гурулёва.

Реставратор Андрей Митрохин заступил на службу в 1801 году, и за следующие 40 лет спас около тысячи картин. Античные герои, мадонны с младенцами и знатные юноши получили вторую жизнь. А вот сам специалист за кисть взялся лишь однажды. Изобразил императора Павла и убрал мольберт навсегда.

Фото: телеканал «Санкт-Петербург»

«Это же очень такой честолюбивый ход. Всю остальную жизнь мы знаем только его картины, которые он реставрировал. Он в них вкладывал много сил знаний, но это скрывалось под именем его предшественников», — поделился заместитель заведующего отделом западноевропейского искусства Эрмитажа Николай Зыков.

Экспозиция «Первейший в своем искусстве», посвященная основателю школы реставрации в России, продлится до осени. Перенесли сюда лишь часть картин — у полотен, которые не стали тревожить, разместили QR-код, ведущий на выставку.