Независимая и честная оценка: кто и как формирует рейтинги компаний? Одно из самых влиятельных деловых аналитических изданий — журнал «Эксперт» в рамках Петербургского экономического форума собрал бизнесменов, юристов и журналистов, чтобы обсудить, как помочь компаниям, инвесторам и представителям власти принимать верные решения, руководствуясь рейтингами.
«Многие провайдеры услуг, которые обеспечивали сравнение разного рода бизнесов предоставляющих, ушли с рынка, и маркеров, кого и как и с кем сравнивать не осталось», — сказала Марина Чекурова, генеральный директор АО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА»».
На российском рынке раньше было несколько иностранных рейтингов юридических услуг, после их ухода образовался вакуум. К такому информационному импортозамещению присоединились журнал «Эксперт» и рейтинговое агентство «Эксперт РА», которое разработало методологию оценки деятельности юридических компаний, соберет с участников рынка данные, сделает оценку и сформирует рейтинг. Принципиальная позиция — участие в рейтинге бесплатное.
«Мы любим говорить про прозрачность и понятность рейтинга, экспертный совет именно это и обеспечивает. Мы все понимаем, что есть работники технические, которые анализируют цифры, но есть экспертный совет, который делится своим авторитетом на рынке, и они этим делятся с нашим рейтингом, они гарантируют, что подсчеты все были проведены верно», — сказал Алексей Харнас, главный редактор журнала «Эксперт».
Рейтинги бывают разные: инвестиционные, кредитные, юридические, образовательные, и так далее. Да, и критерии, по которым оценивают компанию тоже сильно отличаются. Тогда возникает вопрос — как же сравнивать? Кто должен это делать, чтобы гарантировать честность и прозрачность процесса? Отвечая на него, участники бизнес-встречи признались, что одна из проблем сейчас — отсутствие признанных методологий. Поэтому главная задача — их формирование.
«Методология — это важно, это сложно. Либо риски выявлять, корректно оценивать, в этом мастерство тех, кто оценивает. Нет другого рецепта, изучать это публично. Но не все так просто», — сказал Павел Митрофанов, генеральный директор «Эксперт Бизнес-Решения».
При этом ценность рейтингов крайне высока. Фактически, по ним можно определить: доверять компании или нет. Ведь статус влияет на участие в государственных тендерах, формирование мнения потребителей, активность потенциальных партнеров. Да и самим компаниям важно посмотреть со стороны на себя и своё положение на рынке. Именно так и работает конкурентоспособное общество. И с осени журнал «Эксперт» планирует публиковать рейтинги в каждом номере.