Мастерство русских скульпторов в художественной проработке фарфора можно увидеть на выставке в Восточной галерее Зимнего дворца. Там открылась выставка Императорского фарфорового завода.
Помимо творений корифеев белой пластики в экспозиции представлены скульптурные произведения известных художников В. А. Серова, К. А. Гинцбурга и других. На обозрение выставлены предметы из коллекции Государственного Эрмитажа и частных российских собраний. П
Мир трогательный, непосредственный пусть даже и монохромный. Вопреки общепринятому восприятию белый фарфор может быть удивительно красивым и совсем нескучным. Мастерам главного фарфорового завода страны на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков удалось передать неповторимое свечение и мягкую игру светотени в изящных сюжетах застывших в белом золоте.
«Белый – это особое эстетическое качество, которое ему в принципе присуще. Самый хороший фарфор в начале бесцветный», – отметила генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Эволюцию изделий на императорском фарфоровом заводе связывают с парой ключевых имен – Августом Шписом и Августом Тимусом, в разные годы руководившими скульптурной пластикой. Вазы и сосуды крупных форм, каждая из которого, – шедевр изобразительного искусства, – самобытные и творческие разработки модельмейстера Тимуса. Игра света и тени на белом полотне – как нельзя лучше передает четкость изгибов и ювелирную детальность рельефа, отвечающих эстетическим запросам эпохи.
Кроме изобразительного таланта, выпускник берлинской академии художеств Шпис, обладал прекрасными менеджерскими качествами. Он умело анализировал вкусы и потребности императорского двора и создавал соответствующие произведения. Например, фарфоровые фигурки детей и амуров были очень любимы и близки Александру II и императрице Марии Александровне. Помимо выдающихся творений корифеев белой пластики, на выставке работы известных художников: Серова или Вернера, а также других мастеров, которые в разные годы привлекались к творчеству предприятия.
Отдельного внимания заслуживает серия скульптур Каменского «Народности России», которая насчитывает 148 фигур. Серия изготовленная по высочайшему повелению императора Николая II призвана показать многообразие национального состава народов России.