В Мраморном дворце журналистам представили выставку, посвященную русскому предпринимательству и купечеству XVIII – первой половины XX веков. Более 200 произведений: от шедевров живописи до предметов нумизматики, расскажут, какую роль в истории становления державы сыграло третье сословие. Особое место в экспозиции занимают портреты, дающие представление о жизни знаменитых купеческих династий. Выставку дополняют произведения декоративно-прикладного искусства, предметы быта, мебель, фарфор, и даже самовары. Мероприятие включено в культурную программу Петербургского международного экономического форума.
В Мраморном дворце непривычная суета. Музейщики спешат расставить экспонаты, смонтировать таблички – даже их, кстати, вешают по уровню.
Впрочем, своим местоположением баронесса Строганова, кажется, довольна. Как и платьем. Узорное, закрытое по шею, и отороченное соболиным мехом. Хотя в петровскую эпоху наряд считался неподходящим в высшем обществе. Но сам Петр I сделал исключение – разрешил Строгановой носить при дворе старомосковское или, как его еще называли, «купеческое» платье.
«Ее не заставляли носить немецкое платье с глубоким декольте, а одевалась она по моде купеческой. Оторочено соболями. Отношение было самое теплое, портрет он ей даровал свой носить, и не потому что между ними какие-то излишне близкие отношения, просто как дружеские. Конечно, все купеческие роды поддерживали императорскую семью», – отметила старший научный сотрудник отдела живописи XVIII – первой половины XIX веков Русского музея Елена Столбова.
Особенно выделялось провинциальное купечество. Чего только стоят образы дам кисти Бориса Кустодиева. Свой колорит это сословие сохранило вплоть до начала XX века. Дородные, румяные, шумные и яркие – несмотря на некую иронию, кажется, художник нашел народный идеал купеческой России.
«Являет собой воплощение здорового образа жизни, воплощения благополучия, богатства, устройства, комфортного устройства в окружающем мире. И видимо не в аристократической изысканности, а именно в здоровье, обыкновенной человеческой радости видят художники значение купеческой темы», – отметила заместитель генерального директора Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.
Галерея купеческих портретов заняла сразу пять залов Мраморного дворца. Всего более сотни картин, которые раскрывают историю этого сословия, начиная с начала XVIII века.
За каждым портретом история успеха купеческих семей. На полотнах лица тех, кто уже сколотил свое состояние, как, например, Федул Громов. Он – один из первых лесопромышленников страны. О его принадлежности к сословию говорит кафтан. Но что еще примечательно – купец изображен с тремя медалями. Первая – бронзовая – за Отечественную войну 1812 года, а две золотые – с профилем Александра I и Николая I. Ими обычно награждали тех, кто внес особый вклад в развитие промышленности, торговли, а также за крупные пожертвования.
Металлурги, банкиры, ремесленники, владельцы мануфактур – всех их объединяет не только богатство. Но и еще меценатство и благотворительность. Они открывали театры, строили новые здания и парки. А еще неплохо разбирались в искусстве. Ведь многие шедевры художников попали в музеи из их частных коллекций. Выставку с лицами российского купечества в Русском музее представят в рамках Петербургского международного экономического форума. Эксперты отмечают, связь самая что ни на есть прямая. Современные бизнесмены, как и купцы ушедшей России, зачастую оказывают помощь в развитии культуры.
«Они были меценатами, благотворителями, они занимались самым прямым образом, развитием культуры и искусства. И заложили начало той традиции, которая в России не прерывается. И сегодня все крупнейшие культурные события, в том числе в наших музеях, происходят благодаря таким людям, благодаря сегодняшним меценатам», – добавила гендиректор Русского музея Алла Манилова.
Атмосферу прошлого дополнили предметы быта купеческой России: мебель, самовары, фарфор, акции и векселя. Окунуться в мир богатства и успеха жители и гости Петербурга смогут, начиная с 6 июня.